Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: Военнослужащий
- Добавлено: 18 ноября 2025 г. 18:54
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 5
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Александр Доржуевич и Чечен Алексеевна родом из Эрзинского района. Они познакомились в 1993 году. Чечен тогда только вернулась после окончания учебы в Бийске, а Александр работал в сфере культуры и был гитаристом в музыкальной группе. Все произошло стремительно. В январе встретились, в феврале познакомились с родителями друг друга, в мае состоялось сватовство, а в октябре – свадьба, в декабре родилась дочь Доржатмаа. Став семейным человеком, Александр Доржуевич устроился работать водителем, жили молодые в арендованном доме. Со временем обзавелись своим жильем, посадили огород. Мама и папа Чечен Алексеевны – животноводы, часть скота они выделили в качестве приданого дочери. В преклонном возрасте, распродав скот, они перебрались в Кызыл к детям. Родители Александра Доржуевича ушли из жизни, когда тот был еще маленьким. По характеру супруг был спокойным, скромным, вредных привычек не имел, вся его жизнь была посвящена семье. Даже сейчас он продолжает работать вахтовым методом в должности водителя в компании «Межегейуголь», говорит, что работа помогает ему отвлечься от горестных мыслей. Чечен Алексеевна работала в больнице, в детском саду, последние годы трудилась горничной там же, где сейчас трудится её супруг.
В семье Шинин родилось трое детей – Доржатмаа, Ай-Белек и Александра. Доржатмаа из-за слабого здоровья живет рядом с родителями, воспитывает сына. Александра в этом году после окончания 9 класса поступила в томский медколледж. «Ай-Белек рос в любви и заботе. Он был первым внуком моих родителей, поэтому они его очень любили и баловали. До него рождались одни внучки. Сын вырос среди девочек, поэтому был очень ласковым, капризным, по примеру сестёр играл в куклы (смеется), – рассказывает мама Чечен Алексеевна, – тогда были большие, похожие на младенцев, куклы. Помню, когда появились куклы Барби, мне пришлось купить такую сыну, чтобы он не отбирал их у своих сестёр. В детском саду Ай-Белек тоже больше играл с девочками, чем с мальчиками. Воспитатели умилялись, слыша его лепет, они старались включать его во все садиковские мероприятия, давали сыну стихи, песни. Он даже как-то получил на песенном конкурсе грамоту “За волю к победе”. Ай-Белек тогда вышел на сцену, нашел меня глазами, заулыбался и пропустил начало фонограммы. Не растерялся, говорит: “Па-а, я отстал, музыка меня опередила, и как мне теперь быть? Чаа, что-то мне скучно стало, не буду, наверное, петь…”. Слыша этот диалог с самим собой, жюри конкурса – воспитатели детского сада и зрители, – родители, засмеялись. Так он получил грамоту «За волю к победе» (улыбается)».
В первый класс Ай-Белек пошел в 2004 году. Учился хорошо, был активистом, еще в начальных классах его фотографию повесили на школьную доску почета. Мальчик гордился своими достижениями, но в старших классах начал стесняться. По словам мамы, он тайком забирал свою фотографию с доски почета, но каждый раз удивленные исчезновением фото учителя вывешивали новую. Потом уже Ай-Белек попросил учителей не вывешивать его фотографию, пообещав, что и без этого он будет активно участвовать во всех школьных мероприятиях. Мальчик отлично играл в баскетбол, волейбол, одно время увлекался национальной борьбой «хуреш», а еще он посещал танцевальный кружок при Доме культуры и неоднократно участвовал в Республиканском конкурсе тувинских народных танцев «Торе-холдуң чалгыглары». В родительском доме до сих пор бережно хранятся многочисленные грамоты, дипломы и благодарности, полученные Ай-Белеком в школьные годы на танцевальных и вокальных конкурсах. В средних классах он научился играть на гитаре и замечательно пел, аккомпанируя самому себе.
«У сына было много друзей, с которыми он любил играть на улице в лапту и котёл, – рассказывает мама, – его классная руководительница Александра Вячеславовна говорила, что Ай-Белек её правая рука. Походы сын очень любил, участвовал в “Зарнице”, ездил в летние лагеря. Один раз из лагеря он приехал лысым. Увидев его, я была в шоке. Оказывается, у него отросли волосы и стали завиваться, они у него от природы вьются, за что его сверстники стал называть Пушкиным. Он тогда разозлился и обрил голову налысо (смеется)».
После 9 класса юноша поступил в Кызылский автодорожный техникум, но через пару месяцев, затосковав по дому и родным, вернулся. Снова пошел в школу, а в 2015 году получил аттестат об окончании полного среднего образования. В средних классах мальчик поступил в класс «Юные друзья пограничников», поэтому его поведение, характер и желания стали другими. Если раньше он увлекался танцами, то потом ему стала интересна военная служба. Сразу после окончания школы его забрали в армию. Ай-Белек попал в 5-ю отдельную железнодорожную бригаду г. Абакана. «Когда сын попросил нас приехать на принятие присяги, мы не смогли, да и на тот момент не придали этому особого значения, – вспоминает Чечен Алексеевна, – сын потом на нас обижался. Оказывается, он нас так ждал…».
Вернувшись из армии в 2016 году, Ай-Белек заявил родителям, что хочет поступить в учебное заведение в Санкт-Петербурге. Поступил. Однако место в общежитии ему сразу не смогли выделить, поэтому, оставив учебу, парень устроился на работу охранником. В начале 2017 года Ай-Белек вернулся в Туву. Недолго пробыв рядом с родителями, он заключил военный контракт с войсковой частью 3377 г. Железногорска, а в декабре 2018 года по истечении годового контракта отправился в Чеченскую республику, в г. Грозный, где заключил новый контракт. В этом же году Ай-Белек через социальные сети познакомился с девушкой Аидой. Впервые вживую они увидели друг друга, когда парень в июле приехал в отпуск, девушка, в то время уже получив образование, работала экономистом в централизованной бухгалтерии. Осенью 2019 года мужчина вернулся из Чечни. Молодым было сложно жить в разлуке, поэтому Ай-Белек Александрович решил устроиться в 55-ю бригаду, но тогда свободных мест не было, поэтому он пошел работать в полицию, а затем – в частное охранное предприятие.
«Когда я познакомилась с Ай-Белеком, у меня был маленький сын Дашням, – вступила в беседу супруга Аида Артас-ооловна, – сына муж полюбил, как родного, называл его “оглум”, а тот его – “ачай”. В 2020 году у нас родился сын Намзырай, ему сейчас 5 лет. Он очень похож на бабушку Чечен Александровну (улыбается). Как и отец, он любит петь и танцевать. Ай-Белек так радовался моей беременности, что не мог дождаться родов, требовал, чтобы я поскорее родила (смеется). Когда у меня появились отёки, а врачи сказали, что в роддоме мест нет, он каким-то образом договорился и меня положили. Помню, когда сын родился, Ай-Белек сварил целую кастрюлю супа с бараниной и отправил в палату. Санитарка принесла её и строго мне сказала: “Передайте мужу, чтобы больше кастрюли не приносил!”. Не знаю, как ему удалось её уговорить принять суп (смеется). Ай-Белек всегда был целеустремленным и упёртым, если решил что-то, то обязательно добивался своего. Мы жили дружно, он был очень заботливым и трудолюбивым, хозяйственным и добрым».
В мае 2022 года, так как данные Ай-Белека Шинин оставались в резерве 55-й мотострелковой бригады, ему предложили устроиться на службу в виду того, что свободные места появились. Чечен Алексеевна всеми силами отговаривала сына, однако, когда стало известно, что скоро начнется частичная мобилизация, Ай-Белек решил, что будет лучше, если он уйдет от 55-й военной части. Мужчина был уверен, что его обязательно призовут во время мобилизации, но ему не хотелось уходить на фронт с неизвестной ему части. В сентябре 2022 года Ай-Белек Шинин уже находился в зоне боевых действий на территории Донецкой Народной Республики. В феврале 2023 года Ай-Белек приехал домой на реабилитацию после получения ранения. Обратно его отправили в начале сентября.
«По словам его сослуживцев, их отправили на исполнение боевого задания, когда они попали под атаку дронов, – рассказывает Аида Артас-ооловна. – Они находились близ села Водяное. Ай-Белек погиб от осколочных ранений. Услышав весть, свекровь потеряла сознание, настолько ей стало плохо… Мы все тогда очень тяжело переживали потерю любимого мужа и сына».
«Сына мы проводили в последний путь в ноябре 2023 года. Похоронили на родной земле, в Эрзине. Проститься с сыном пришло очень много людей… Спустя несколько месяцев в Туву прибыли его сослуживцы. Меня тогда не было, но мне рассказали, что они, увидев его фотографию на стенде в фонде “Защитники Отечества”, сказали: “Шинин – настоящий герой, он достоин звания Герой России”, – вспоминает Чечен Александровна. – Мы не знаем подробностей его службы на фронте, он никогда нам не рассказывал, но, судя по словам боевых товарищей, мой сын был истинным воином, смелым и мужественным».
На протяжении двух лет в декабре родные в память о сыне-герое проводили вокальный конкурс «Битва хоров» среди школьников села Эрзин. В 2026 году конкурс снова состоится, говорит мама, но уже на районном уровне, и это будет танцевальный конкурс. Так супруги Шинин стараются почтить память сына и увековечить его имя, чтобы потомки не забывали о героях своей родной земли.
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

