Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: ЧВК "Вагнер"
- Добавлено: 19 ноября 2025 г. 21:49
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 5
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Он стал главной опорой и защитой для матери и сестры. Жене пришлось рано повзрослеть, после того, как умер отец – простой работяга с широкой душой и золотыми руками. Судьба приготовила для юноши немало испытаний, бывало, очень болезненных, но парня они не сломили. Уезжая на передовую, он думал лишь о том, что вернётся с чистой совестью, исполненный надеждой на лучшее будущее.
Родился Евгений Геннадьевич Старовойцев в Кызыле. Мама Наталья Николаевна много лет проработала в наземной службе аэропорта, отец Геннадий Владимирович – водителем КамАЗа в одной из организаций города. Мальчик учился в школе № 3 Кызыла. Сестру зовут Елена Геннадьевна. В семье Старовойцевых старших было двое детей – сын и дочь. Когда дети были маленькими, родители разошлись, а вскоре отец умер. Все заботы о детях легли на хрупкие плечи Натальи Николаевны. Главным мужчиной в семье стал сын. Когда Евгений окончил десять классов, мать забрала его в профессиональное училище № 4 Кызыла, где на тот момент работала. Через два года, отучившись на столяра-плотника, Евгений ушёл служить в Вооружённые силы России. Был направлен на границу с Китаем, в село Камень-Рыболов Приморского края, где служил в составе войск Тихоокеанского пограничного округа. Вернувшись после демобилизации в Кызыл, он решил получить профессию электросварщика, чтобы в будущем иметь дополнительный заработок. Работу в те годы найти было сложно. И тут снова выручила мама. Наталья Николаевна договорилась со знакомой, которая работала в пекарне, Евгения Геннадьевича взяли на работу водителем. Тогда-то он и познакомился с будущей супругой Еленой Владимировной. Девушка работала пекарем. Молодые люди встречались два года, затем родился сын, которого назвали Владимир. Сыграли свадьбу. Через два года в семье появилась дочь Ольга. Уволившись с прежнего места работы, Евгений устроился в продуктовый магазин.
Жизнь Старовойцевых изменилась, когда Евгений Геннадьевич был осуждён. Всё произошло под новый 2013 год. Наталья Николаевна вспоминает: «Сын до поздней ночи работал в тот день. Поехал отвезти груз по поручению руководства. Тёмное время суток, дорога была плохо освещена. В какой-то момент из темноты на дорогу выбежала женщина. Это был нерегулируемый участок, не было светофора и пешеходного перехода. Как потом показала экспертиза, она была в нетрезвом состоянии. Евгений начал тормозить, но не успел ни остановиться, ни сманеврировать. Потерпевшая погибла». Наталье Николаевне нелегко даются воспоминания. Около года длились суды. Мать надеялась, что наказание смягчат, ведь Евгений совершил наезд непреднамеренно и ранее не был судим. Пыталась найти хорошего адвоката. Но приговор был строг. Восемь лет колонии строгого режима. Евгений Геннадьевич не думал избегать ответственности. Он понимал, что лишил человека жизни, хоть и без умысла, поэтому должен понести наказание, каким бы суровым оно ни было. В тот сложный для Натальи Николаевны период в её жизни появился мужчина, который поддержал, стал опорой не только для неё, но и для сына. Хотя дети уже выросли, отчим сумел найти с ними общий язык, стать отцом. Игорь Владимирович Погудин рассказывает: «Женя называл меня батей. Мы с ним находили понимание, я старался помогать ему во всём, он всегда советовался с нами. Он мне был, как родной сын».
Когда началась Специальная военная операция, Евгению Геннадьевичу оставался год до освобождения. Но он решил подписать контракт с тогда уже набиравшей в свои ряды заключённых частной военной компанией «Вагнер». Позвонив матери осенью 2022 года, сказал: «Мама, я решил отправиться на передовую. Здесь находиться уже нет сил. Если смогу таким образом искупить свою вину, значит, не зря воевать иду». Со слов Натальи Николаевны, своё подавленное состояние сын объяснял тем, что в исправительной колонии, где он отбывал наказание, находилась своя станция технического обслуживания техники. То, что у Старовойцева золотые руки, и в ремонте машин ему равных нет, сотрудники колонии, конечно, сообразили сразу. Поэтому многочисленные ходатайства о применении условно-досрочного освобождения так и оставались неудовлетворёнными. Видимо, не хотели лишаться такого работника. «Кроме всего, когда Женя попал в колонию, куда-то исчезли его друзья. Просто прекратили всякое общение. Супруга полностью посвятила себя воспитанию детей. Её можно понять. Осталась одна, мужа нет. А детей поднимать надо. Мы помогаем, чем можем, но одной всё равно тяжело. Я её понимаю. Сама была в такой ситуации», - делится Наталья Николаевна. Сейчас дети выросли, сын Владимир Евгеньевич окончил Кызылский автодорожный техникум, отслужил в армии под Москвой в отряде специального назначения, женился, устроился на работу. Дочь Ольга учится в медицинском колледже.
Несмотря ни на что, Евгений Геннадьевич не сломался. «Мама, я так устал. Скоро всё изменится. В мае я уже буду дома». Такими были последние слова сына. «2 октября 2022 года Женя сообщил, что в Красноярске, в пути в Украину. Затем – звонок от него был с Артёмовска, где они проходили военную подготовку. А 1 апреля мне уже позвонили и сказали, что наш сынок погиб. 6 апреля мы его похоронили», – в глазах матери появились слёзы. Конечно, до конца срока отбывания в колонии Евгению Геннадьевичу оставался год, можно было потерпеть и не отправляться на передовую. Об этом его просила Наталья Николаевна. Однако переубеждать было бесполезно. Во многом его решение не оставаться в стороне от событий на Украине родные связывают с военным прошлым, ведь за плечами Старовойцева была служба на границе, а пограничники всегда первые на пути врага. Так было и в Великую Отечественную войну, так и в нынешнее время. Бывших пограничников не бывает.
Тем временем с февраля родные перестали получать с фронта весточки. И никаких данных. Просто человек пропал. Два с половиной месяца родители жили, как в тумане. Ни звонков, ни сообщений. Когда появлялась хоть какая-то зацепка, Наталья Николаевна и Игорь Владимирович, бросив всё, мчались то в Красноярск, то в Новосибирск. А в первый день апреля эту тишину нарушил звонок с передовой. «Ваш сын погиб. В городе Артёмовске (Бахмут), во время штурма, при взрыве термо-баллистического снаряда 14 января 2023 года. Сгорел заживо. Вместе со своим взводом».
Родным сказали, что сначала тело найти не представлялось возможным, а когда такая возможность представилась, тело Старовойцева вместе с другими бойцами взвода эвакуировали, а после отправили в Кызыл вместе с телами других погибших ребят. Груз сопровождали представители ЧВК «Вагнер». Представили справку о смерти с подтверждением экспертизы ДНК, благодаря которой и удалось опознать тело.
Наталья Николаевна и Игорь Владимирович от всех страховых выплат, положенных родным после гибели солдата, отказались в пользу супруги и детей Евгения Геннадьевича. «Главное – это его поступок. Поступок настоящего мужчины. Он был очень добрым человеком. Помню, даже когда я начинала на него сердиться, Женя подходил, обнимал, целовал и гнев улетучивался. Его даже колония не изменила, он остался таким же добрым. Когда сын работал в магазине водителем, то бывало, что купленные им сладости часто не доезжали до дома, – грустно улыбаясь, рассказывает мать героя, – он раздавал их по дороге дворовым ребятишкам. Многие уже заранее знали, что дядя Женя, как Дед Мороз, раздаёт сладости, и выбегали его встречать». Воспоминаниями о старшем брате делится и сестра Елена Геннадьевна: «Нас с братом воспитывала только мама, поэтому я могу сказать, что Женя заменил мне отца. Он всегда мог дать мне совет и поддержать в трудную минуту. Я прислушивалась к нему. Поэтому его утрата стала для нас невыносимой болью! Его решение участвовать в Специальной военной операции мы, конечно, восприняли очень тяжело, но с выбором не стали спорить. Он говорил мне: «Кто, если не мы!». Сейчас я знаю – моим детям он стал ангелом-хранителем, а для нас – самым любимым человеком, который останется навсегда в наших сердцах!».
Из воспоминаний дочери Ольги Евгеньевны: «Папа был отзывчивым человеком, очень любил свою машину, ласково называл её “ласточка”. Бережно к ней относился, она всегда была чистая, от неё веяло теплотой и заботой. На всю жизнь запомню, как отец после работы приносил мне и брату много разных вкусняшек. А ещё у него была добрая и искренняя улыбка, он никогда ни в чём никому не отказывал, всегда рад всем был помочь».
За проявленные в Специальной военной операции мужество и отвагу Старовойцев Евгений Геннадьевич был награждён медалью «За Отвагу» и знаком «Чёрный крест» от частной военной компании «Вагнер» посмертно.
Автор: Ольга Муллахметова
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

