Ортаат Анчы Айдынович
Ортаат Анчы Айдынович
Ортаат Анчы Айдынович

"Боец"

13/02/2001—27/12/2022

старший матрос, водитель-механик БМП.

Медали: «За отвагу», «За участие в параде Победы», Орден Мужества (посмертно), медаль «За отвагу» (посмертно) Указом Главы ДНР.

ВАЙБЕР
Место службы: пгт. Смоляниново, береговая охрана Приморского края, в/ч 15118

Зажгите свечу памяти

Свечу (чула) памяти зажгли раза

  • Отметка: Военнослужащий
  • Добавлено: 19 ноября 2025 г. 21:27
  • Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
  • Просмотров: 4

ФИО

Ортаат Анчы Айдынович


Дата:

13/02/2001—27/12/2022


Место рождения:


Реставрация фотографий Героя

Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)

Ортаат Анчы Айдынович

Источник→

Ортаат Анчы Айдынович

Лицо→

Биография/очерк

Сложно передать словами силу и мужество, которые исходит от женщины-матери, воспитавшей достойного сына-защитника. Омакмаа Николаевна Ортаат продолжает быть стойкой, несмотря на боль и скорбь от утраты самого дорого человека. И даже рассказывая о пережитых тяжёлых минутах, когда они с мужем искали тело сына, держалась, чтобы не расплакаться. Она продолжает вести работу по сохранению памяти о сыне. Когда не стало родного человека, жизнь семьи Ортаат разделилась на «до» и «после».


Анчы с рождения был любимчиком в семье. Для бабушек и дедушек со стороны мамы и папы он первый и единственный внук. Родился в городе Чадане Дзун-Хемчикского района. В то время его мама проживала в селе Шеми у своих родителей – Николая Демикеевича и Любови Седеновны. Когда пришло время, мальчика определили в сельский детский сад. Оставив сына на воспитание у родителей, Омакмаа Николаевна и отец Айдын Камаевич уехали в Кызыл на заработки, а Анчы забирали на выходные и в праздники. Мальчик был глубоко привязан к бабушке и дедушке, называл их авай и ачай – мама и папа. Когда встал вопрос о месте проживания ребёнка, решили не травмировать его и оставить на время в привычной обстановке. Вскоре в семье произошло радостное событие – родилась дочка, и Анчы насовсем переехал к родителям. В 2008 году он пошёл в школу № 3 г. Кызыла.


Анчы рос спокойным и послушным мальчиком, мечтал стать военным или полицейским. Окончив 9 классов в 2017 году, он поступил в Тувинский сельскохозяйственный техникум на специальность: «механизация сельскохозяйственной техники», одновременно обучался на курсах по профессиям сварщика, слесаря и тракториста. В эти годы Анчы увлёкся спортом. Участвовал в соревнованиях по кикбоксингу. Но диплом об образовании не успел даже в руках подержать. Омакмаа Николаевна вспоминает: «Когда сын оканчивал техникум, была пандемия. В конце июня он должен был получить документ об окончании учебного заведения, но как раз в тот день он проходил медкомиссию в военкомате, откуда сразу был отправлен на срочную службу. Поэтому диплом и другие документы об окончании дополнительных курсов за него получила я. Когда он вышел на связь, отправила ему фото. Он и награды боевые не увидел, только знал, что отправили в часть и скоро должны прийти. Сын участвовал в Параде ко Дню победы во Владивостоке, а после, в спешке, был отправлен на обучение. Потом позвонил и сказал, что его наградили медалями «За отвагу» и «За участие в параде Победы».


Будучи на срочной службе, Анчы заключил контракт с декабря 2021 по май 2022 года. А 1 июня того же года уехал на Украину. Когда началась Специальная военная операция, родные не смогли уговорить сына написать отказ. Парень говорил, что это его выбор, и он пойдёт до конца. Анчы с детства мучили приступы астмы, но когда в очередной раз недуг обострился во время службы по контракту, парня могли отправить домой, но он написал отказ в больнице, чтобы остаться в строю. Однажды во время наступления Анчы получил осколочное ранение, но госпитализироваться отказался, после оказанной ему первой медицинской помощи вместе с товарищами продолжил сражаться.      


Айдын Камаевич рассказывает о сыне: «Был такой случай. Мы были на работе, дети находились дома. Сыну тогда было лет шесть-семь. Пока нас не было, он решил приготовить еду, чтобы покормить младшую сестрёнку Аймиру. Пожарил мясо на сковородке, а затем туда бросил рожки, которые, естественно, остались сырыми. Как они не подгорели – удивительно (смеётся), таким вот ужином и накормил наш Анчы сестру. Позже, когда пришла бабушка, чтобы проведать внуков, увидела, что рожки были сырые, зато мясо прожарилось хорошо. Ещё помню случай. Отправили Анчы с двоюродным братом за хлебом. В это время в магазин зашли какие-то мальчишки и начали притеснять брата, который был довольно робким по характеру. Анчы не растерялся, схватил за грудки одного из хулиганов и вышвырнул на улицу, и остальных вытолкнул следом. Прикрыв дверь, выждал, когда толпа уйдёт. А на следующий день продавец, наблюдавшая за сценой, рассказала супруге о смелом поступке сына, не забыв похвалить его за храбрость». Когда дети были маленькими, Омакмаа Николаевна работала в республиканской больнице, Айдын Камаевич – в производственной аптеке. В свободное время подрабатывали в такси. Ребятишек брали с собой, а когда Анчы подрос, то стал оставаться дома, на хозяйстве. Возвращаясь поздней ночью, уставшие родители разогревали приготовленные сыном чай и еду. В воскресенье, в единственный выходной, Анчы стирал бельё и одежду, чтобы мама могла отдохнуть. «Анчы часто жаловался на то, что отец в своё время так и не научил его разделывать барана. Считал, что мужчина, а тем более тувинец, должен это уметь. В остальном же сын был самостоятельным», – говорит Омакмаа Николаевна.


Однажды Анчы, находясь на передовой, трое суток пролежал под машиной. Куда идти – никто не знал. Техника дала сбой, из-за чего пришлось сделать привал. Кто-то из бойцов пошли искать запчасти, а Анчы с остальными остался. Пока ждали, захотелось кушать, но еды не было. Пришлось подстрелись бесхозяйственно бродившую козу. Разделывать тушу никто не умел. Тогда-то и пригодились бы молодому бойцу из Тувы навыки по разделыванию барана. «Самый молодой среди нас, храбрый, смелый, умный парень. С ним было не страшно идти на задание, потому что никогда не оставлял никого в опасности – всегда вытаскивал раненых и погибших бойцов. Вы вырастили настоящего воина!» – так отзывались о нём сослуживцы, адресуя свои слова родителям Ортаата. Артём Мялин, воевавший на фронте вместе с Анчы, вспоминает: «Мы служили в одном подразделении, ездили на боевой машине пехоты. Анчы – механик-водитель, я – наводчик-оператор. Заехали на Украину 1 июня – в Луганскую Народную Республику, в город Попасная, были и под Лисичанском. В нашем подразделении Анчы был один из Тувы. И самым молодым бойцом. К моменту, когда я узнал о его гибели, мы работали в разных подразделениях – наш БМП сломался, сдали в ремонт, а экипаж расформировали и раскидали по разным машинам. Для меня весть о гибели товарища была шоком. Мне сказали, что Анчы вместе с экипажем подорвался на мине, когда ехал на боевой машине. В моей памяти он навсегда остался добрым и весёлым парнем, который со всеми общался на равных и всем помогал». Позывной у членов экипажа БМП, где служил Анчы, был один на всех – «Боец».


О смерти сына родители узнали через три дня, под Новый год – 30 декабря. Его вместе с товарищами буквально разорвало на части от мощного взрыва. Чтобы отыскать тело сына, Омакмаа Николаевна и Айдын Камаевич  прибыли в Ростов-на-Дону. Созвонились с одним из сослуживцев. Узнали от него, что тела нет, из останков удалось найти только ногу. Мать настояла на том, чтобы показали, уверяя, что узнает сына по ногтям. «Меня убеждали, что, согласно анализу биоматериала, нога принадлежит именно моему сыну. Но я не верила. Может, это не Анчы. Может, он тяжело ранен, лежит в госпитале и ему нужна помощь», – вспоминает те трагические минуты Омакмаа Николаевна. После они вернулись в Туву, надежда, что тело найдётся, по-прежнему жила в их сердцах. Убитая горем мать даже сетовала на однополчан, что не эвакуировали. По словам сослуживцев, Анчы лучше всех ориентировался в любой местности. Поэтому, позже, когда начали выяснять подробности произошедшего, многие недоумевали, как экипаж Анчы мог заплутать и сбиться с маршрута. Вскоре его нашли. Оказалось, всё это время родителей героя разыскивал человек с передовой. Это был парень из Тувы, с Тес-Хемского района – Айдыс Балдан. Он был не знаком с Анчы, но именно от него родные узнали, что тело героя нашлось. В районе города Угледар, останки лежали под танком. Его нашёл сослуживец Айдыса – Кайрат Байжанов. Найдя документы, он их сфотографировал и отправил другу тувинцу. В тот же день Омакмаа Николаевна связалась с руководством военной части Смоляниново. Эвакуировать тело Анчы удалось только в конце февраля, когда снег подтаял.


В декабре 2023 года на территории школы № 3 г. Кызыла состоялось открытие «Аллеи памяти». Были установлены баннеры с именами бойцов – выпускников школы, героически погибших в Специальной военной операции, среди которых есть имя Ортаат Анчы Айдыновича. А в 2024 году в Тувинском сельскохозяйственном техникуме открыли стенд «Стена Гордости», который посвящён выпускникам – Героям, погибшим на Украине. Имя Анчы Айдыновича навсегда вписано в героическую летопись учебного заведения. Стихи о сыне, написанные матерью, изданы в книге «Боль души моей». Похоронили Анчы Ортаата в Кызыле на «Аллее Славы». Он не успел жениться и оставить после себя детей. Память о нем будет жить вечно.





Автор: Ольга Муллахметова

  • Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
  • Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

Отзывы