Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: Военнослужащий
- Добавлено: 19 ноября 2025 г. 21:09
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 5
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Эрес родился на 10 минут позже брата. До самых родов Татьяна Дундериковна не знала, что носит под сердцем близнецов. «Это сейчас беременным проводят три ультразвуковых исследования, а тогда медицина ещё не была столь прогрессивна. В Шагонаре, где я жила, УЗИ не было, перед родами все мои показатели были в норме, поэтому, когда на свет появился сын с очень маленьким весом, врачи удивились. Акушерки думали, что наступила финальная родовая стадия, и сейчас, как обычно, выйдет плацента, но тут начались ещё одни схватки, и на свет появился второй сын. Помню, как медперсонал роддома радовался больше, чем я, ведь это была редкость – близнецы! Сыновья родились раньше срока, поэтому нас направили в Кызыл добирать вес в специально оборудованное учреждение. А каково было удивление мужа: уходила рожать одного, а вернулась с двумя, – Татьяна Дундериковна улыбается, – Эресом и Орланом их назвала жена старшего брата».
Всего в семье было три сына. Старшего Чойгана, племянника, Татьяна Дундериковна забрала к себе, когда сестра погибла, его она воспитала, как родного. Семья была дружной, дети помогали по хозяйству, поддерживали друг друга. Орлан и Эрес были не разлей вода, всё делали вместе. «Проказничали, конечно, – вспоминает мама бойца, – однажды был случай. В школе им задали выучить стихотворение. Орлан выучил, Эрес – нет. Старший брат рассказал стих и за себя, и за младшего. Подмену учитель не заметила, и оба получили хорошую оценку. Конечно, мне о своих проделках сыновья ничего не рассказали. Несмотря на внешнюю схожесть, по темпераменту они разные. Эрес был активным, шустрым, Орлан – спокойным и уравновешенным».
Эрес учился в гимназии, после 9 класса поступил в Профессиональное училище № 1 г. Кызыла на специальность «автомеханика». Мечтал стать военным. Их с братом даже взяли в кадетское училище после 7 класса. «Я отпускать детей не хотела, считала, что они ещё маленькие и жить по уставу им пока рано. Сыновья долго упрашивали, и мы поехали в Кызыл. Я взяла всех троих сыновей. Оказалось, опоздали – набор завершился. Но когда преподаватели увидели близнецов, решили их зачислить. Наверное, для них это было в диковинку. Я просила взять и Чойгана, но мне ответили, что мест больше нет». В скором времени братья вернулись домой и продолжили учиться в Шагонаре. Видимо, опасения матери были не напрасны: мальчишкам не по душе пришлась жизнь по распорядку.
Когда пришла повестка о призыве на военную службу, Эреса в армию не взяли из-за полученной в юности травмы. «Когда Эресу было 15 лет, он подрался с такими же подростками, в результате – проникающее ранение, операция и шрам на груди размером в 17 сантиметров, – говорит Татьяна Дундериковна, – повестка пришла и на Орлана. Эрес переживал, считал себя ущемлённым, я бы даже сказала – ущербным. Он считал, что служба в армии – это школа мужества, почётная миссия, которую должен был выполнить каждый мужчина».
Но унывать было не в духе Эреса, поэтому, чтобы попасть в армию, он пошёл на хитрость – попросил знакомых отправить его через военный комиссариат Дзун-Хемчикского района, из Чадана. Так и ушёл служить, даже на месяц раньше брата. Был направлен на Дальний Восток. Орлана отправили в Томск, во внутренние войска. Отслужив два года, Эрес вернулся домой, устроился охранником в частное охранное предприятие «Барс». Отработав там непродолжительное время, в 2018 году ушёл в ООО «Восток» водителем КамАЗа. Жил сначала в Чеди-Хольском районе, в посёлке Хову-Аксы, на родине своей супруги Таймиры Кадыр-ооловны, которая работала в отделении почты. Встретились молодые люди в Кызыле, когда Эрес учился на автомеханика, Таймира тогда оканчивала школу. В 2009 году парень познакомил будущую супругу с мамой. В том же году молодая семья обосновалась в Хову-Аксы, на свет появился первенец – сын Чимит-Доржу.
«Честно говоря, сыну и невестке там жилось несладко, – вспоминает Татьяна Дундериковна, – приходилось снимать жильё, потом жить какое-то время у родителей Таймиры. Эрес ведь на тот момент уже стал главой семьи, а это – большая ответственность. Ему, может быть, было неловко с родителями супруги делить кров, поэтому они решили переехать на его родину, в Шагонар. Первое время жили у меня. Невестка сменила профессию, выучилась на педагога и начала работать в детском дошкольном учреждении. В 2012 году у них родилась дочь, которую назвали Мираславой. Эрес, когда работал в ООО “Восток”, постоянно ездил на ремонтные объекты федеральной дороги между Тувой и Хакасией. Вскоре семья перебралась в Абакан. Таймира сейчас живёт там, работает, воспитывает детей. В настоящее время мы ждём зачисления Мираславы в кадетское училище. Она в списке льготников как ребёнок военнослужащего, погибшего на СВО».
Родители Эреса разошлись, когда дети были маленькими. Отец Андрей Кызыл-оолович живёт в Шагонаре. Преподавал физическую культуру в профессиональном училище. После развода помогать детям не перестал. «Отец с сыновьями всегда поддерживал связь. Первое время, когда Эрес устроился в компанию “Восток”, возил его в Кызыл. Смерть сына переживал тяжело. С бывшим супругом у меня дружеские, даже больше партнёрские отношения, ведь у нас общие дети, внуки. Вопросы, касающиеся их, решаем совместно», – говорит Татьяна Дундериковна.
Когда осенью 2022 года вышел указ о частичной мобилизации, из семьи Монгуш был призван младший Эрес. Два месяца он в составе призывников, присоединённых к 55-й отдельной мотострелковой бригаде, проходил военную подготовку на территории части. В сентябре вылетел на Украину.
Татьяна Дундериковна вспоминает: «Мы созванивались хоть и не часто, но регулярно. Как долетели военным самолётом до Луганска, так сразу в бой. Во время коротких звонков сын рассказывал, что, когда ехал туда, не представлял серьёзности положения. Всё оказалось намного страшнее тех историй, которыми делились вернувшиеся с передовой парни. Они были там, пока шли лишь промежуточные столкновения. Самые тяжёлые дни – это начало Специальной военной операции, поскольку это был период внезапности, неопределённости и шока. Кроме того, начало военных действий всегда сопряжено с огромными человеческими жертвами. Однако осознание всего этого до нас дошло не сразу – как до военных, так и до мирных жителей. Однажды Эрес позвонил и сказал: “Мама, Орлан сюда собирается, не отпускай его”. Ждала сына в отпуск через три месяца. Не отпустили, сказали – в феврале. Потом снова задержка. А 29 марта от него поступил последний звонок. Потом вдруг пропал. Телефон молчал, и эта тишина сводила с ума, – рассказывает мама героя, – страшная новость о гибели Эреса пришла 26 апреля. В тот день я была на работе. Написала заявление на отпуск, пришла домой, начались мучительные минуты ожидания. Через председателя Верховного Хурала Кан-оола Тимуровича узнала, что информация о смерти Эреса подтвердилась, – голос матери срывается, переходит в шёпот, – сын хотел служить в 55-й бригаде. Строил планы, говорил, что после того, как вернётся с фронта, дальше по контракту будет служить. Говорят, тесная связь между близнецами, которая сохраняется на протяжении всей жизни, помогает чувствовать смерть близкого человека. У сыновей тоже была эта невидимая связь. Орлан рассказывал, что брат ему приснился накануне смерти. Тело Эреса эвакуировали сразу. В Туву привезли 13 мая. Похоронили в Кызыле, на “Аллее Славы”. Поближе к детям, чтобы приезжали из Абакана в Кызыл, навещали могилу отца».
Погиб рядовой Эрес Монгуш 26 апреля 2023 года во время боевых действий в селе Червонопоповка Луганской области. Смерть наступила от взрыва, были повреждены обе ноги, боец потерял много крови. Орлан о смерти брата узнал в тот же день от сослуживцев и друзей. Но сообщить матери решился только через два дня.
После окончания школы Орлан вместе с братом работал охранником в частном охранном предприятии «Барс», а затем устроился в авиалесоохрану. Поступил в тувинский госуниверситет, работал во второй школе учителем. Ушёл из школы, устроился работать в котельную Шагонара. Вскоре пришла повестка о прохождении службы по подготовке офицерского состава. Сейчас служит в Оренбурге. От Улуг-Хемского района вместе с Орланом были направлены 12 человек. Семья его живёт в Шагонаре, подрастают двое сыновей.
«Наш Эрес верил, что вернётся к родным. Он очень любил своих детей, был заботливым отцом, всё делал для того, чтобы они росли счастливыми и ни в чём не нуждались. Оба брата ещё со школы увлеклись музыкой. Любимая группа – “Любэ”. Выступали в школьном хоре. Затем перешли в класс баяна. Сами сочиняли песни и исполняли их. Потом был класс гитары. Когда Эрес учился в 9 классе, выступил на праздничном концерте – исполнил под гитару песню “Давай за жизнь”. Этот номер одержал победу в творческом конкурсе в Шагонаре, и сын ездил с ним в Кызыл на республиканский этап, – рассказывает Татьяна Дундериковна, – Орлан – тоже творческая личность, в части, где служит, исполняет песни на праздничных мероприятиях».
Материнская любовь самая крепкая. Каждый раз, глядя на Орлана, Татьяна Дундериковна видит в нём и Эреса. Женщине нелегко приходится в эти минуты, ведь братья были так похожи. Она бережно хранит фотографии сына и запись песни в исполнении Мергена Куулара, которую сын прислал ей на 8 марта.
За самоотверженность и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, Монгуш Эрес Андреевич был награждён Орденом Мужества посмертно.
Автор: Ольга Муллахметова
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

