Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: Военнослужащий
- Добавлено: 19 ноября 2025 г. 14:38
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 5
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
С супругой Чаяной Николаевной Владимир познакомился в 2010 году в Красноярске. Ему было 26 лет, она на два года старше. Оба работали на рыбном заводе. Оказалось, что она была подругой сестёр Владимира. Чувства у Чаяны появились уже после того, как она услышала, как Владимир поет песню о матери. Она свою потеряла еще в детстве.
Мама Владимира всю жизнь болела, у нее было больное сердце, поэтому с малых лет они жили у ее родной сестры – на ферме в Балгазыне. Владимир вырос вместе с детьми тети. С первого класса учился в балгазынской школе, после девятого поступил в Балгазынское профессиональное училище № 2.
«Специальность, которую он освоил в училище, назвать не могу. Но помню, что он обучался рисованию орнаментов и узоров. Вова был очень талантлив в рисовании еще со школы. После балгазынского училища он учился в Кызыле, в ПУ № 11 на сварщика», – рассказывает о двоюродном брате Чодураа Федоровна Доруйгу. Она старше Владимира на 2 года.
До знакомства с Чаяной у Владимира были отношения, в результате которых у него родился сын Арслан. С его матерью Владимир учился в одном училище. Еще в студенчестве молодые начали вместе жить, после рождения сына переехали к её родителям в Эрги-Барлык, где Владимир работал в школе учителем черчения и рисования. Там он успел сняться в эпизоде тувинского фильма «Ынакшыл чокта, чуртталга чок». Затем Владимира призвали в армию. После возвращения у пары семейная жизнь не задалась. Они расстались. Владимир уехал из родной Тувы в Красноярск, где он и познакомился с Чаяной.
Через два года Владимир и Чаяна переехали в Санкт-Петербург, куда его позвал одноклассник, который помог и с работой, и с жильем. Владимир устроился в торговый дом «Петрович». Перевозил на фургоне строительные материалы по всей Ленинградской области. Проработал в «Петровиче» более десяти лет. Имел авторитет в коллективе. Его ценили за трудолюбие, общительность и уважительное отношением к людям. «Вова очень хороший», – так всегда отзывались о нем коллеги.
Супруга с нежностью вспоминает, каким Владимир был добрым человеком. Мог поладить с любым. Он любил детей, а они тянулись к нему. Владимир красиво пел, играл на гитаре, в кругу друзей исполнял сыгыт и хоомей.
Владимир и Чаяна любили совместно проводить время: гулять, ходить в кино, бывать в красивых местах, которые он примечал в рабочих разъездах. Устраивали там пикники с друзьями и детьми.
В конце 2015 года пара зарегистрировала брак. Чаяна вспоминает, что Владимир позвал её прогуляться. Прогулка каким-то образом привела к дверям ЗАГСа, и тогда они решили, что пришла пора заключить брак. Но там шел ремонт, из-за чего невозможна была торжественная регистрация брака. Они решили дойти до другого ЗАГСа. Выбрали Калининский, подали там заявление, дату назначили на 1 декабря 2015 года. Значимое событие в жизни отметили в одном из питерских ресторанов вместе с друзьями. Все свадебные традиции были соблюдены, присутствовали свидетель и свидетельница, невеста бросала букет.
Когда в стране началась частичная мобилизация, Владимир ждал повестку. Но его не призвали. Жена, конечно, о том, что он хотел встать на защиту Родины, не знала. Оказалось, что он в то время даже звонил однокласснице, которая работает в военном комиссариате Тандинского района, уточнял, пришла ли ему повестка. Целый год после этого Владимир продолжил жить в теме СВО. Просматривал видеоролики о спецоперации, некоторые показывал жене.
В июле 2023 года Владимир вдруг уволился с работы, на которой он проработал со дня приезда в Санкт-Петербург. Супруге сказал, что нашел военную работу. Сказал, что сидеть будет в военкомате, в зону СВО заходить не будет. Через два дня, в выходной жены, они вместе пошли оформлять зарплатную банковскую карту для новой работы Владимира. «Муж, как мне кажется, тогда не вытерпел и признался мне, что уезжает на Украину. У меня онемели руки и ноги от такой новости», – вспоминает Чаяна о разговоре с супругом, который изменил всю ее дальнейшую жизнь.
Назавтра Владимир ушел в военкомат. И уже на следующий день его увезли. 10 дней он находился на учебке. 26 июля позвонил супруге, сообщил, что они заходят на боевое задание, сказал, чтобы она не переживала. Это был их последний разговор, во время которого Чаяна в последний раз услышала слова любви: «Ынак мен, эжим!», – которые он так часто ей говорил. Дальше последовали мучительные три месяца поисков. Она обращалась во все инстанции. Держалась только за счет успокоительных таблеток. Были сданы анализы ДНК его единственного сына и родного брата.
В ноябре пришла весть: совпал отпечаток. Чаяна срочно выехала в Ростов-на-Дону, из Тувы также вылетел дядя Владимира Радик Ворошилович. В морг их не впустили, сказав, что при совпадении отпечатков опознания не требуется. Сказали ехать домой, тело привезут через неделю. Родные Владимира прождали весь декабрь. Рейсы отменялись из-за нелетной погоды. Наконец, в первые рабочие январские дни борт вылетел. Похоронили Владимира Шагачы 15 января 2024 года. Тело выносили из дома, где он вырос. На похоронах плакали все. Из жизни ушел хороший человек, верный друг, истинный патриот своей Родины. Почти каждый пришедший попрощаться вспоминал его эпизодическую роль в фильме. Этот эпизод с его участием очень любили пересматривать дети друзей и родственников Чаяны. Она любила шутить, что у Владимира есть маленькие фанаты. После похорон Чаяна не решалась улететь домой. Ей казалось, что она оставляет любимого человека, в Балгазыне душа как будто была спокойнее, ведь тут ощущалось его присутствие и близость. В Санкт-Петербурге все напоминало о муже. Долгое время она не могла прийти в себя.
«Муж был романтиком. Он то и дело устраивал пикники и ужины при свечах. Он любил дарить мне цветы, а я ругалась, что он тратит много денег на букеты. Он любил устраивать мне приятные сюрпризы на мои дни рождения. Если встречал меня с самолета или поезда, обязательно ждал с букетом. Я, бывало, задерживалась после работы, приходила домой, а у него был накрыт стол, зажжены свечи, сам, не дождавшись, уже спал. Каждый раз после обеда он обязательно благодарил меня. Муж был моей опорой и поддержкой. Я жила под его крылом, я была, как его ребенок, о котором он так бережно заботился. На тувинском говорят: «Чаг иштинде буурек дег». Он учил меня, чтобы я не опускала руки перед трудностями, переживал за меня больше, чем за себя. Без него очень трудно», – со слезами рассказывает Чаяна.
Оказалось, что на боевое задание выдвинулись трое сослуживцев. Все они числились пропавшими без вести. Тела не уцелели. В закрытом гробу привезли лишь то, что осталось от Владимира, – пальцы рук и ног. Супруге лишь сказали, что он не мучился, смерть была мгновенной.
Родной брат Владимира Белек хотел открыть этот гроб. Но сестры не позволили. Белек младше брата на десять лет. Из детства у него воспоминаний, связанных с братом, нет. Из-за разницы в возрасте и из-за того, что он учился в школе-интернате, он мало что помнит о брате.
«Я лишь помню, как я играл на балгазынских улицах в его армейской одежде. Он, когда вернулся из армии, раздал свою одежду, а дома остались только берцы и дембельский китель. В армии он был в 2012 году. Когда я уже обзавелся семьей, у меня появились дети, брат всегда звонил и спрашивал, как там его племянники, отправлял им подарки из Питера. В 2014 году умерла наша мама. Он приехать не смог. По телефону просил меня держаться, быть сильным, звал меня к себе на школьные каникулы, но я не поехал. Он знал лишь троих моих детей, уже после его гибели родился мой четвертый ребенок. Мои дети помнят о своем дяде», – рассказывает Белек.
Белек увидел брата вживую, когда уже сам стал отцом. Вместе они в то лето косили сено. До этого держали связь телефонными звонками и видеовызовами. Владимир, как мог, заботился о своем младшем брате, старался его по-отчески воспитывать, поддерживать.
Родному и единственному брату о своем решении заключить контракт Владимир не сообщил. Даже когда он находился в ожидании отъезда. О том, что брат погиб, Белеку сообщила невестка. Она передала брату часть денег из полученных выплат, сказала, чтобы он купил себе то, что напоминало бы ему о брате. Белек купил семейную машину, чтобы в неё могла поместиться вся его большая семья.
В годовщину смерти Владимира родные установили на его могиле мраморный памятник, а его дядя Радик Ворошилович в память о племяннике провел турнир по конным скачкам.
Автор: Монгун-кыс Салбырын
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

