Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: ЧВК "Вагнер"
- Добавлено: 19 ноября 2025 г. 14:21
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 6
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Кужугет Олчат Олегович родился в поселке Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района. Он был первенцем у прекрасной и дружной супружеской пары Уран-кыс Сатовны и Олега Дырыш-ооловича Кужугетов. Родился недоношенным, но вырос сильным и здоровым. В детстве был тихим. Не отходил от мамы. Имя Олчат дал сыну отец. «Помню случай из детства, – рассказывает мама Олчата, – была осень, ему чуть больше трех лет. Я устроила дома большую стирку. И когда я уже заканчивала, заходит муж с Олчатом на руках. И почему-то ругает меня. Оказалось, что Олчат незаметно вышел из дома и дошел до работы мужа, причем в моих сапогах. Каково было удивление моего мужа, когда маленький ребенок пришел к нему на работу один. А расстояние там не близкое. Однажды нам нужно было уехать по делам, и мы оставили сына у бабушки. У нее тоже возникли дела, поэтому она отнесла его в дом невестки. Вечером бабушка пришла забирать внука, а про него никто ничего не знает. Искали его всю ночь. Нашли ранним утром, когда бабушка шла в сторону милиции. Внук увидел ее из окна милицейской машины и заорал. Так милиционеры, поняв, что ребенок узнал родного человека, остановили машину. После объяснений бабушка привезла его домой. Оказалось, что он из дома невестки убежал на автобусную остановку, откуда мы уехали. Сидел там, ждал нас и плакал. Прохожие отвели его в ближайший магазин. А продавщица, когда пришло время закрывать магазин, отвела ребенка в дежурную часть».
В 1994 году у Олчата родилась сестра Шевер-кыс. Они выросли, играя вместе и заботясь друг о друге. Сестра, подражая брату, играла в мальчишеские игры. Когда Олчат подрос, то начал незаметно от сестренки сбегать, чтобы поиграть с мальчишками. Олчат ей говорил, что она девочка, что она должна играть с девочками.
В 1996 году семья переехала в Улуг-Хемский район, в город Шагонар, на родину матери. Отец устроился работать на стройку, а мать – санитаркой в больницу. Детей оставляли дома одних. Приходили в обед, чтобы проверить их и накормить. За это время, пока они оставались дома одни, дети многое успевали сотворить. Дверь на кухню, где стояли опасные плита и другие предметы, родители запирали. Поэтому бардак они устраивали в ванной комнате. Представляли ванну бассейном, набирали воду и купались, а зимой в зале пытались сделать ледяной каток на полу. Думали, что раз комната холодная, то вода заледенеет. Так они затопили соседей, а родители поняли, что нужны няньки, начали оставлять с ними своих племянников.
В год, когда Олчату пришла пора учиться в школе, семья переехала уже поближе к родственникам отца – в Чадан. Олчат начал учиться в местной школе № 2. Мама каждый день после работы помогала сыну с письменной домашней работой. Но даже не догадывалась, что сын уже научился читать по слогам. Как же она была рада и удивлена, когда сын прочитал ей строки из тувинского букваря «Ужуглел». Мама от умиления несколько раз просила сына перечитать эти строки.
С 6 класса мальчик начал ездить в аалы друзей. Научился там езде верхом, еще ему нравилось пасти овец. В младших классах Олчат рос послушным и примерным мальчиком. Помогал по дому, нянчился с младшей сестрой, играл с ней, помогал ей с уроками. Семья у него была дружная. Родители его были спокойными людьми, трудились простыми рабочими. Мать пятнадцать лет проработала санитаркой в терапевтическом отделении чаданской больницы, отец много лет был истопником в редакции газеты «Чаа орук».
В подростковом возрасте Олчат связался с плохой компанией. Стал непослушным, у него проявился бунтарский характер, начал часто пропускать уроки. Как итог: девятый класс он заканчивал в шагонарской вечерней школе. Мать отправила его к сестре, чтобы Олчат смог доучиться и получить школьный аттестат.
После окончания девятого класса Олчат решил работать, чтобы помочь матери поднять на ноги сестру. Зарабатывал немного, в основном либо «калымил», либо подрабатывал у частников. Хотел себе телефон, такой же красивый и навороченный, как у друзей. Вот тогда юный Олчат ступил на скользкий путь и оказался в исправительном учреждении. Все это время родные держали связь с сыном с помощью старых добрых писем. Олчат в своих письмах всегда писал, что с ним все хорошо, и добавлял совсем небольшой список необходимых для себя вещей и принадлежностей.
После освобождения у Олчата появилось много знакомых, которые не давали ему возможности встать на правильный путь. Под их влиянием Олчат еще не один раз попадал в неприятные ситуации. В 2019 году он находился на домашнем аресте, к нему домой постоянно приходил надзиратель с проверкой. Между ними не раз возникали пререкания. Возникла ссора, во время которой Олчат ранил ножом сотрудника полиции. Вскоре он снова отправился в исправительное учреждение. Прошло больше двух лет, парень продолжал писать свои короткие письма матери. В один из дней он позвонил маме, рассказал, что нашел хорошую работу, где ему каждый месяц будут перечислять заработную плату, и попросил дать паспортные данные. Уран-кыс Сатовна тогда порадовалась за сына, ничего не заподозрила.
Через некоторое время матери Олчата позвонили из Красноярска. Сказали, что ей нужно приехать и забрать деньги сына – его зарплату за месяц. Уран-кыс Сатовна подумала, что она потратит больше денег на дорогу до Красноярска и обратно, поэтому решила отложить поездку. На второй месяц ситуация повторилась. Её просили приехать, но и на этот раз женщина решила поездку отложить.
Когда в следующий раз позвонили, ответила Шевер-кыс. Мама находилась во дворе дома. Голос в телефоне, удостоверившись сначала, что это близкие родственники Олчата, сообщил о его героической гибели. Когда Уран-кыс Сатовна зашла в этот момент домой, Шевер-кыс, плача, сообщила ей страшную весть. Уран-кыс Сатовна опустилась на краешек кровати и застыла. Она глядела в никуда и сидела так очень долго, еле сдерживая рыдания, чтобы не напугать маленьких детей своей дочери.
Представитель ЧВК «Вагнер» сообщил, что семье сначала нужно забрать его заработную плату за несколько месяцев и выплату по случаю гибели. Уран-кыс Сатовна побоялась ехать одна, попросила сопроводить дочь и родственников со стороны отца Олчата.
Тело сына привезли в кызылский морг в закрытому гробу. Единственное, что знали мать и сестра Олчата, – это то, что сын и его сослуживцы попали под атаку дрона. Погибли все, кто был в этой группе. Семья приняла решение, что Олчат будет похоронен на Аллее Славы в Кызыле. Проводить рядового Кужугета Олчата Олеговича пришли многочисленные родственники с обеих сторон, они всю ночь провели рядом с родным человеком. Его похоронили среди тех, с кем он делил хлеб, воду и тягости войны в последние месяцы его жизни.
На деньги Олчата семья купила дом в Чадане. Сейчас там живет Уран-кыс Сатовна с большой семьей своей дочери. Состояние здоровья матери героя требует, чтобы за ней постоянно присматривали. В свою очередь она помогает дочери с внуками, храня в своем сердце надежду, что сын однажды войдет в двери дома.
Олчат очень любил свою маму, даже будучи взрослым, когда никто его не видел, он говорил: «Мама!» – и садился к ней поближе, а затем крепко-крепко обнимал. Обожал своих племянников. Знал только троих, сейчас у Шевер-кыс уже пятеро детей. Четверо мальчиков и одна дочка. Единственная дочь родилась, когда Олчат был на СВО, а младший сын – уже после смерти дяди.
Олчат не оставил после себя продолжения. Он хотел стать другим человеком, хотел нормальной жизни, мечтал о своей семье. Да, повзрослел он, только пройдя тяжелый путь, но ведь главное, что он осознал, к чему хочет стремиться, поэтому и уехал на войну, чтобы вернуть себе доброе имя. И у него получилось. Родные будут помнить о нем как о славном воине и сыне тувинской земли!
Автор: Монгун-кыс Салбырын
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

