Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: ЧВК "Вагнер"
- Добавлено: 19 ноября 2025 г. 14:05
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 2
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Донгак (Ыйма-Серен) Каан Сергеевич родился 5 сентября 1992 года младшим ребенком в семье домохозяйки Веры Долаановны Суван и водителя грузовых автомобилей Сергея Ыйма-Сереновича Донгака в г. Кызыле. Супруги родили пятерых детей. Самая старшая умерла еще маленькой. Старший сын героически погиб во время Второй чеченской войны. 31 декабря 1999 года ему было всего 22 года, будучи солдатом-срочником Шолбан Ыйма-Серен пал в бою, прикрыв собою командира. Каан всегда гордился своим братом-героем и хотел быть похожим на него.
«Кто же знал, что спустя годы, исполняя свой воинский долг, погибнет и мой младший брат, – рассказывает сестра Каана Туяна Сергеевна Сендаа. Ей было 13 лет, когда родился Каан. Вспоминает, что папа в нем души не чаял, он был самым любимым ребенком папы. Родился брат, когда родители были уже в зрелом возрасте, у мамы было плохое здоровье, поэтому у родителей было особое, трепетное отношение к своему младшему ребенку. Он был, как и папа, невысокого роста. Лицо было очень милое. Все ласково звали его “Борбак”. Рос ласковым и спокойным ребенком. Помню, что он в три года постоянно пел песню “Дангына”. Эту песню Титова Санчата все время показывали по телевизору во время передачи “Хогжумнуг байыр”. У родственников остались именно эти воспоминания, связанные с детством Каана, что этот миловидный ребенок поет “Дангыну”, а вместо микрофона у него в руках выбивалка для ковров».
Брат Буян старше Каана на 6 лет. Сколько себя помнит, он всегда присматривал за младшим братом. Их детство прошло во дворе общежитий в 50-м микрорайоне Кызыла. Летом с утра детвора была уже во дворе, заходили домой только затемно. Играли в лапту, волейбол и футбол. Зимой все собирались на одном из этажей общежития, гоняли по длинным коридорам мяч или же соревновались в «тевеке» (почекушках).
С 5 класса Каан на каникулах начал ездить на чабанскую стоянку. Его двоюродный дедушка, старший брат мамы, жил в Улуг-Хемском районе близ аржаана «Сенек» (минеральный источник), где держал скот. Родственники мамы были потомственными чабанами. Каан очень полюбил этот уклад жизни, сильно интересовался лошадьми. Хоть он родился и вырос в городе, городскую суету не любил. Мечтал, что, когда станет взрослым, тоже будет иметь свою чабанскую стоянку со скотом где-нибудь в живописном местечке Тувы.
Каан учился в третьей школе г. Кызыла, предметы ему давались легко, кроме того, он отличался пунктуальностью, поэтому, несмотря на то, что жил рядом со школой, приходил за полчаса до начала занятий. 8 и 9 классы юноша оканчивал в кызылской школе № 11. В те годы его любимая мама ушла из жизни. Все заботы о младшем брате легли на плечи сестры Туяны. Чтобы поставить братишку на ноги, она была вынуждена переехать в столицу из села, где жила с мужем после замужества. Она вспоминает, что, возможно, младшему брату после смерти мамы не хватало её внимания и ласки. Он любил, обнявшись, сидеть на коленях сестры. И так он делал, даже когда сам стал отцом. Брат Буян служил в армии, когда умерла мама. Его отпустили на похороны, но он не успел проводить маму в последний путь, дорога из Рязани в Кызыл заняла слишком много времени. Как старший брат он постарался объяснить Каану, что люди живут не вечно, главное теперь – учиться хорошо и получить образование, как того хотела мама.
После окончания 9 класса юноша подал с сестрой документы в Ачинский техникум, приемная кампания которого проходила в Кызыле. Уехал учиться в другой город в сентябре. Жил на пенсию по потере кормильца, у родных денег не просил. Вернулся домой с дипломом программиста. Но по полученной специальности он не работал. Помогал вначале зятю – мужу сестры, который научил его тонкостям строительных работ. Зять его уважал за трудолюбие и быструю, но качественную работу. «Мы оба родились в год обезьяны, поэтому мы быстрые и ловкие», – любил шутить зять. Потом Каан уехал служить в армию. Хотя он мог и остаться, ведь как родной брат погибшего на войне героя он имел на это полное право. Однако решил не пользоваться льготой. Срочную службу парень прошел в рядах Вооруженных сил России, в артиллерии, в городе Пенза. По возвращении продолжил «калымить», зарабатывая деньги посредством строительства домов и ремонтных работ.
В 2013 году Каан познакомился со своей спутницей жизни. Чаяна тогда училась на первом курсе в Кызылском техникуме экономики и права. Она рассказывает, что целых четыре месяца называла Каана Дидим-оолом. Этим именем он назвался на первой встрече. Ошибочно набранный звонок свел двух людей вместе. Во время телефонного разговора Чаяна согласилась на просьбу познакомиться.
Познакомил Каан свою девушку с родными только через два года. А еще через год, в ноябре 2016 года, у молодой пары родился сын – долгожданный первенец. Каан Сергеевич много работал и обеспечивал семью, без дела практически не сидел. Был очень привязан к сыну. В любое свободное время нянчился с ним, часто гулял с малышом на свежем воздухе. Однако отцовское счастье продлилось недолго. Через два года его отправили отбывать наказание в исправительное учреждение. Ни Каан, ни его родные никогда не думали, что такое с ним может произойти, ведь он всегда был добропорядочным и честным человеком. К непредвиденным обстоятельствам привело одно, на первый взгляд, незначительное событие. В одном из конфликтов со знакомым Каан Сергеевич, вспылив, а может, и в ответ, бросил стакан в сторону знакомого и тот попал ему в лицо, на месте удара образовалась небольшая рана. Как потом выяснилось, знакомый не стал обращаться в больницу и сам тоже должным образом не обработал рану, что привело к загноению. Следствие драку переквалифицировало в нанесение тяжкого вреда здоровью. А ведь именно тогда дела у Каана Донгака пошли в гору. Он создал свою бригаду вместе с двумя товарищами, работал над крупными заказами, наконец-то стал хорошо зарабатывать. Вернуться к родным он должен был в августе 2023 года. Оставалось меньше года, но внезапно Каан решил заключить контракт с частной военной компанией «Вагнер». Это роковое решение разлучило его с семьей, он не простился с отцом, не проводил его в последний путь, а потом ушел вслед за ним.
В декабре 2022 года из Тувы в составе ЧВК «Вагнер» убыли в зону Специальной военной операции первые 175 человек. В их числе Каан Донгак. О своем решении он родным не сказал. Они узнали об этом от его сокамерника, который позвонил на следующий день после отъезда Каана. Конечно же, все были в шоке от этой новости, ведь он, не сообщив им о своем решении, тем самым не оставил им возможности отговорить его. Из зоны СВО брат звонил сестре Туяне всего три раза, в январе 2023 года. Сообщил, что находится в Донецкой Народной Республике, что их, 175 человек, распределили по разным местам, и что он был единственным тувинцем в том отряде, куда его направили. Родные хотели отправить ему денег, чтобы он купил экипировку и продукты. Но он передал, чтобы они не волновались, запасов еды и снаряжения там, где он начал служить, было достаточно.
2 марта 2023 года Туяне Сергеевне позвонили с незнакомого номера. Она находилась дома с дочерью. Голос на другом конце провода сообщил, что Каан погиб, исполняя свой воинский долг. Сестра не ожидала услышать такую весть. Она верила, что ее везучий брат останется жив. Оказалось, что Каан погиб еще месяц назад, 4 февраля. Вот почему он после января ни разу не позвонил.
Цинковый закрытый гроб привезли 8 марта. Похороны состоялись 10 марта. Семье Каана пришлось второй раз под звуки военного оркестра провожать в последний путь близкого человека. В справке было указано, что смерть наступила в результате осколочного ранения в голову. Рядовой Каан погиб под г. Артемовском (Бахмутом) Донецкой Народной Республики. Тогда за взятие города шли тяжелые кровопролитные бои. Освобождение этого города заняло 224 дня. Спустя полгода сестре удалось добиться отправки наград Каана. По почте прислали две медали – государственную награду «За Отвагу» и «Черный крест» от компании. В память о героизме Каана сестра хранит также Письмо от Главы Луганской Народной Республики Леонида Пасечника, где написаны следующие слова: «Донгак Каан Сергеевич воевал за свободу и независимость Луганской Народной Республики. Пал смертью храбрых на поле боя, проявив мужество и отвагу».
У Каана остался сын. Его зовут Карим, он учится во втором классе, любит рисовать и живет с мамой в селе Элегест Чеди-Хольского района. Сын помнит отца и гордится им, ведь он, несмотря ни на что, остался хорошим человеком и пожертвовал своей жизнью, встав на защиту Родины.
Автор: Монгун-кыс Салбырын
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

