Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: ЧВК "Вагнер"
- Добавлено: 18 ноября 2025 г. 18:18
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 4
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Когда в 1992 году Валерий Дамдын-оолович трагически погиб от рук отморозков, Ева Монгушевна осталась одна с тремя сыновьями. Старшему Хасану тогда только исполнилось 12 лет, среднему сыну Аркадию – шесть лет, а младшему Макару – всего три годика.
Валерий Дамдын-оолович работал сварщиком на горно-обогатительном комбинате «Туваасбест», который жители Ак-Довурака называли просто: «фабрика». С супругой Евой он познакомился в 1979 году во время обучения в ГПТУ, она училась на машиниста и собиралась тоже работать на фабрике, но её не взяли, так как девушка еще не достигла 18-ти лет, поэтому после получения диплома Еву определили на работы в теплице. Валерий Дамдын-оолович отправился служить в армию, встретив из роддома молодую жену и первенца. По возвращении молодые купили однокомнатную квартиру в мкрн. «Постоянный». Так началась их совместная жизнь. Сейчас Ева Монгушевна считает, что, возможно, в их жизни произошли трагические события из-за того, что они переехали в 3-комнатную квартиру, хозяева которой в спешке и с большим сожалением покидали своё жильё. Это были неспокойные годы, когда из Ак-Довурака, да и не только из него, многие люди уезжали за пределы республики.
«Мы даже не успели толком пожить в этой квартире, как случилась эта трагедия, когда муж погиб от рук хулиганов, – рассказывает Ева Монгушевна, – через пару месяцев после его кончины я продала эту квартиру и купила другую, недалеко от школы. Конечно, было тяжело. В стране всё начало меняться, пришли голодные времена, а я одна с тремя мальчишками. После пяти лет работы в теплице меня забрали в магазин: сначала учеником продавца, а затем после полугодового обучения я уже самостоятельно стала работать продавцом. Так и проработала за прилавком всю жизнь. С детьми мне помогала моя мама Александра Хойтпак-ооловна. Дети ходили в детский сад, у нас работали замечательные воспитатели, русские женщины, поэтому мои дети очень хорошо говорили по-русски, особенно Аркадий, он разговаривал вообще без акцента».
Старший сын Хасан погиб в 2010 году в 30-летнем возрасте, как отец. В этом Ева Монгушевна увидела злой рок, поэтому, не теряя времени, отправилась к ламам в Устуу-Хурээ с просьбой отвести плохое от младших сыновей, боясь, что и они, достигнув 30 лет, покинут её и этот мир.
Аркадий был неразлучен с младшим братом Макаром. Обычно старшие стараются улизнуть от младших, чтобы поиграть с друзьями на улице, Аркадий же, наоборот, всюду братика брал с собой. Иногда они пропадали, и Еве Монгушевне приходилось искать сыновей. «Аркадий был довольно обидчивым, даже ранимым ребенком, еще в детстве мы его прозвали “Бончиком” за его большой аппетит и любовь к сладкому. Он всегда был пухленьким ребенком. Частенько ездили в Кызыл-Мажаалык ради вкуснейших пончиков, которые готовил и продавал русский парень, – с улыбкой вспоминает о сыне Ева Монгушевна, – они так полюбились Аркадию, что в итоге он получил это прозвище, это мы так, по-тувински, переиначили слово “пончик”. Многие его друзья даже и не знали, что его зовут Аркадий, думали, что “Бончик” – это его имя».
Все братья учились в ак-довуракской школе № 3. Аркадий заканчивал начальные классы, когда старший брат Хасан отправился в армию. В начальных классах Бончик учился хорошо, активно участвовал в творческих конкурсах – пел песни, тувинские частушки, исполнял горловое пение. Любил спорт. Играл в волейбол, баскетбол, а после армии занимался вольной борьбой. «С раннего утра и до девяти вечера я работала в магазине, – рассказывает Ева Монгушевна, – за мальчиками приглядывала мама, мои ребята выросли очень самостоятельными. Аркадий не хотел меня делить ни с кем, однажды у меня появился ухажёр, но он так ревновал и злился, что мне пришлось дать тому от ворот поворот. Никто ему не нравился, никого он не принимал. Так я и прожила свою жизнь одна, посвятив её сыновьям».
«В детстве мы любили играть в “штаб”, – вступил в разговор младший брат Макар, – за домом были холмы, и как-то раз мы с братом и другими мальчишками отправились к горе. У её подножья мы построили из картонных коробок настоящий военный штаб. И так заигрались, что забыли о времени. А в это время мама, вернувшись с работы и не дождавшись нас, пошла искать, обошла всю округу, пока ей не встретился один из мальчишек, видевший, как мы ушли за дом в сторону горы. Мама отругала нас тогда, но сейчас эту историю вспоминает с улыбкой».
После окончания 9 класса Аркадий учился на электрослесаря в ПУ-3 г. Ак-Довурака, потом обучился на каменщика в Кызыле. А после, в 2005 году, Аркадий отправился служить по призыву в войсковую часть № 52987 Сибирского спасательного центра МЧС России в г. Новосибирске, откуда вернулся с сертификатом, подтверждающим прохождение обучения по первоначальной подготовки спасателей на базе Байкальского поисково-спасательного отряда. После армии парень устроился работать в ЖКУ, занимался изготовлением гробов из дерева, прослыл хорошим мастером, люди приезжали к нему из соседних сёл, и он никому не отказывал, даже в выходные дни шёл в цех, чтобы выполнить срочный заказ.
В 2013 году Аркадий познакомился с девушкой по имени Алдынай, спустя год у них родился сын Айрат. Сейчас мальчик учится в кызылской школе № 1. Он, по словам бабушки, обладает математическим складом ума, такие способности были у матери Евы Монгушевны и у неё самой. Айрат – неоднократный участник предметных олимпиад республиканского уровня. Молодые жили в Кызыле, Аркадий работал в такси. Семейную идиллию прервал внезапный арест. В 2016 году Аркадий попал в крайне неприятную ситуацию. Все произошло в Новосибирске. Его друзья-«лишённики», не имеющие водительских прав, попросили его отвезти их на машине. Он, ничего не подозревая, сел за руль их автомашины, отвез, куда они попросили, и забыл об этой, как ему тогда показалось, маленькой услуге. Через некоторое время его забрали в полицию. Оказывается, в багажнике той машины находился труп человека. Сама машина попала на видеокамеру, где было хорошо видно лицо водителя – Аркадия, тогда как его так называемые друзья сидели на заднем сидении, и их камера не зафиксировала. Аркадию потребовалось пять лет, чтобы доказать свою непричастность к смерти того человека. Все эти годы он находился в СИЗО. Упрямый парень не согласился с решением суда, который приговорил его к 16 годам лишения свободы. В итоге ему удалось доказать свою невиновность, но его не отпустили, суд уменьшил срок с 16 до 9 лет, обвинение настояло на том, что Аркадий являлся сообщником. С учетом пяти лет, проведенных в СИЗО, оставалось еще четыре года отбывания наказания.
О том, что Аркадий уехал в зону боевых действий, Ева Монгушевна узнала от его друзей, с которыми он попрощался по телефону и наказал не рассказывать матери, чтобы не заставлять её переживать. 13 марта до неё дошли слухи о том, что Бончик погиб на Украине. Эти новости поразили её. Она же думала, что сын находится в тюрьме. Ева Монгушевна вспоминает свой последний разговор с сыном, когда он поделился с ней своими переживаниями по поводу супруги. Мать считает, что Аркадий решил не ждать освобождения в 2026 году. Отправился на СВО, чтобы быстрее получить свободу и вернуться героем, проявив себя на войне. Ева Монгушевна вместе с племянницей принялась за поиски сына, но нигде информацию получить не смогли, пока 17 апреля ей не позвонил представитель ЧВК «Вагнер» с официальным уведомлением о смерти рядового Чускуна. В тот день рядом с Евой Монгушевной находились внуки, в том числе и сын Аркадия Айрат, поэтому бедной матери пришлось приложить все силы, чтобы сдержаться и своими рыданиями не испугать детей.
Проводы в последний путь состоялись 24 апреля. Рядового Чускуна Аркадия Валерьевича похоронили в родном городе со всеми почестями. Уже потом, со слов сослуживца, парня по имени Менги из села Бижиктиг-Хая, Ева Монгушевна и Макар узнали о том, что Аркадий в зоне СВО был пулеметчиком и погиб от пули снайпера. На войне у снайперов в приоритете особо важные цели: офицеры противника, пулеметчики и гранатометчики, операторы БПЛА и связисты. Для противника важно поскорее подавить пулеметную точку, чтобы дать возможность своим войскам продвинуться вперед, именно поэтому быть пулеметчиком или связистом очень опасно. И поэтому этих бойцов берегут, к сожалению, не всегда удается их сберечь. Как бы не берегли своего пулеметчика сослуживцы Чускуна, ниоткуда прилетевшая пуля снайпера вонзилась в его лицо, мгновенно оборвав его жизнь. По словам боевого товарища, Аркадий воевал, как истинный солдат, был бесстрашным и осторожным, смелым и рассудительным, храбрым и смекалистым. Он любил сына и маму, любил свою родину и жизнь, он хотел жить, очень…
Аркадий в 4 классе
Аркадий с женой и детьми
Аркадий с сыном, мамой и младшим братом и племянницей
в садике
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

