Хомушку Вячеслав Орланович
Хомушку Вячеслав Орланович
Хомушку Вячеслав Орланович

28/11/1996—31/01/2023

рядовой, штурмовик.

Медаль «За отвагу» (посмертно), знак «Черный крест» (посмертно).

ВАЙБЕР
Место службы: ЧВК «Вагнер»

Зажгите свечу памяти

Свечу (чула) памяти зажгли раза

  • Отметка: ЧВК "Вагнер"
  • Добавлено: 18 ноября 2025 г. 17:48
  • Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
  • Просмотров: 4

ФИО

Хомушку Вячеслав Орланович


Дата:

28/11/1996—31/01/2023


Место рождения:


Реставрация фотографий Героя

Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)

Хомушку Вячеслав Орланович

Источник→

Хомушку Вячеслав Орланович

Лицо→

Биография/очерк

Славик родился в красивейшем крае Тувы – на Тодже. Его родители – коренные тоджинцы. Отец Орлан Шивечеевич – из села Ырбан, мама Чечекмаа Аракчаевна – уроженка села Тоора-Хем. Они познакомились, когда Орлан Шивечеевич вернулся из армии, в родном селе царила безработица, поэтому он перебрался в районный центр, где и встретил Чечекму. Их совместный быт пришелся на сложные постперестроичные времена, оба были работящие, сначала трудились на местной пекарне, затем – в райпо, в котельной. Орлан Шивечеевич был мастером на все руки и заядлым рыбаком.


Вскоре у супругов родился сын, которого они назвали Вячеславом, но полным именем его никто не звал, для всех он был просто Славик. Через три года в семье снова случилось пополнение – родилась дочь, её решили назвать Анжелой.


Чечекмаа Аракчаевна была из многодетной семьи, все ее братья и сестры жили на Тодже, на соседней улице обосновалась её старшая сестра Саяна Бадыраевна, которая сыграла важную роль в жизни Славика и Анжелы. Именно она вырастила их обоих, когда ее сестра с мужем дали слабину: возможно, не выдержав тяжести времени и постоянной нужды. Саяна Бадыраевна не оформляла опеку, просто забрала племянников к себе, чтобы обеспечить им нормальное питание и воспитание. Дети иногда жили с родителями, но большую часть времени проводили у тёти.  У неё на тот момент росли свои двое детей – дочь и сын.


«В детском саду Славик был очень активный, старательно учил стихотворения и песни, выступал, никого не стесняясь, – рассказывает Саяна Бадыраевна, – начальную школу он тоже окончил с очень хорошими отметками, а потом начал лениться, пропускал уроки, да и характер стал более замкнутым. Сердился на родителей, наверное, все-таки повзрослел и начал всё понимать. В школе он перестал быть активным, спортом тоже не увлекался, единственное, что его интересовало – это техника. Научился водить моторную лодку, умел сам починить мотор, отлично знал реку, часто выезжал на рыбалку. Говорил, что станет водителем, когда вырастет. Его родители же не всегда выпивали, в трезвое время оба работали, особенно отец. Помню, однажды мы все вместе выехали на озеро Ушпе-Холь, богатое рыбой. Время было сложное, поэтому мы хотели наловить побольше рыбы для продажи в промхоз. Мужчины занимались уловом, мы – женщины – собирали её, потрошили, складывали в бидоны, посыпав солью. В тот день Славик решил тоже порыбачить, закинул спиннинг и стал ждать. Видимо, долгое ожидание ему наскучило и он, забыв о спиннинге, двинул лодку обратно к берегу. Только приблизившись к берегу, он понял, что что-то поймал на крючок. Оказалось, что наживку проглотила щука внушительных размеров. Как Славик радовался своему первому улову! Мать ему эту щуку пожарила, нахваливая сына. С тех пор он увлекся рыбалкой».


Совсем маленьким Славик звал отца Тика, никто не знает почему, Орлан Шивечеевич только посмеивался над сыном и иногда лаского гладил его по голове. Несмотря ни на что, Вячеслав все-таки в душе любил родителей. По словам тёти, мальчик рос не ленивым, прибирался во дворе, ходил на колонку за водой с небольшими ведрами, а когда отец его брал с собой на работы, с удовольствием ему помогал. В какой-то год Саяна Бадыраевна затеяла строительство дома, привлекла к работам родственников, в том числе и зятя Орлана Шивечеевича, ведь он прекрасно умел строгать, пилить и строить. И, конечно же, рядом был Славик. Когда жаркий рабочий день подошел к концу, все разошлись по домам, ближе к сумеркам хватились Славика, которого нигде не было. Отец вспомнил, что последний раз видел, как он поднимался на верхнюю часть недостроенного дома, где они весь день работали. Все бросились на стройку. Мальчика нашли спящим на лесах, рядом лежал молоток, которым он забил горсть гвоздей в брус. Проснувшись, он, с гордостью показав на творение своих рук, сказал: «Ну вот, я вам дом и построил!».


В подростковом возрасте Слава совсем отбился от рук – связался с мальчишками из Салдама. Это небольшая деревушка, которая сейчас входит в состав села Тоора-Хем, но местные по привычке продолжают её называть Салдам, забывая, что она уже стала частью районного центра. Первый раз их компания попалась на воровстве. Мальчишки ночью проникли в магазин, надкусили торт и забрали с собой несколько бутылок с напитками. Тогда дело не дошло до полиции, Саяна Бадыраевна возместила ущерб хозяйке магазина и очень строго поговорила с Вячеславом, попросив его больше не совершать подобных поступков и не дружить с плохими мальчиками. Племянник дал слово, и вроде всё поутихло. Второй раз Слава и его друзья Максим и Андрей попались на взломе и проникновении в гараж соседа, откуда они унесли какие-то запчасти, а может, и не успели унести. Саяна Бадыраевна так и не поняла, была кража или нет. Их сразу нашли. Однако к ответственности привлекли только Вячеслава. Саяна Бадыраевна вспоминает, что пока шло следствие, родители его друзей неодноклатно приходили к Славику и просили его взять вину на себя.


В конце сентября 2022 года Вячеслав позвонил тёте и сообщил, что раздумывает над тем, чтобы заключить контракт и отправиться на СВО. Саяна Бадыраевна его отругала и сказала, чтобы он даже не думал об этом. «В июне мы похоронили Кежика, это одноклассник Славы, и, по-сути, он вырос рядом с нами, часто оставался у нас ночевать, иногда просто подолгу жил. Он тогда погиб на СВО, – рассказывает Саяна Бадыраевна, – тяжело переживали, было очень жалко паренька, а тут вдруг Славику взбрело в голову туда отправится. Я ему так и сказала, мол, не вздумай, мы Кежика только похоронили, сиди сколько положено, выйдешь, начнешь всё сначала». Потом он позвонил в октябре и сказал, что приезжает какой-то начальник, чтобы набрать добровольцев, сообщил, что хочет записаться. Саяна Бадыраевна его снова отругала. Слава, видимо ожидая от тёти другого, возможно, поддержки и даже похвалы, обиделся. Позвонил сестре, сообщил ей о том, что уже подписал контракт и попросил ничего никому не говорить. В декабре Саяна Бадыраевна удивилась тому, что Слава не звонит, начала выяснять, что случилось, и только тогда Анжела призналась тёте, что Слава месяц назад отправился на Специальную военную операцию. Саяна Бадыраевна думает, что Слава принял такое решение не только из-за того, чтобы скостить срок, он – совсем молодой мальчишка – хотел совершить подвиг, показать всем, что он, несмотря на совершенные ошибки, – хороший человек и чего-то стоит.


За всё время что Вячеслав находился в зоне боевых действий, он ни разу не связался ни с кем из родных. В ЧВК «Вагнер» с этим было строго, телефоны изымались. Первой о гибели племянника узнала Саяна Бадыраевна. В тот момент телефон Анжелы находился у неё, племянница чем-то была занята. В трубке телефона незнакомый мужской голос попросил Анжелу Орлановну, узнав, что её рядом нет, он сообщил о том, что автомашина с телом Вячеслава уже направляется в Туву. Услышав эту весть, Саяна Бадыраевна едва не потеряла сознание, поднялось давление, руки задрожали. Потом ей позвонили с военкомата и сообщили эту же весть. Придя в себя, она тут же сообщила об этом Анжеле, матери и отцу Славика. Его родители в это время находились в Кызылском районе, где строили дом в надежде, что в будущем в нем со своей семьей заживет их сын. Услышав о смерти сына, Орлан Шивечеевич лишь глухо сказал: «Ну, что ж теперь... Будем ждать».


Рядовой Хомушку Вячеслав Орланович погиб 31 января 2023 года в ожесточенных боях за Артемовск, он попал в «Бахмутовскую мясорубку», откуда из сотен ребят выбрались живыми лишь единицы. 8 марта автомашина с телом шести ребят из Тувы прибыла в Кызыл. Закрытый гроб родные транспортировали на Тоджу, где на следующий день на сельском кладбище собрались все, кто знал Славика. Сына Тоджи похоронили рядом с родными. Его друзья Максим и Андрей тоже пришли попрощаться, они долго сидели у гроба, гладили его и тихо говорили: «Эх, Славик, зачем ты туда поехал?».


В июне этого же года отец Вячеслава Орлан Шивечеевич отправился на СВО добровольцем. Никто не смог его переубедить. «Я отомщу за смерть сына!» – эти слова он повторял, как заклинание. Через месяц пришла похоронка. Отца похоронили рядом с сыном. И пусть Орлан Шивечеевич воевал недолго, он успел поквитаться с врагом!


Отец и сын – два героя-тоджинца. Память о них не угаснет, она будет жить в сердцах близких и земляков!





Автор: Роланда Сандан

  • Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
  • Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

Отзывы