Тыртык-оол Амир Эдуардович
Тыртык-оол Амир Эдуардович
Тыртык-оол Амир Эдуардович

20/09/1989—05/03/2023

рядовой, штурмовик.

Медаль «За отвагу», знак «Черный крест» (посмертно).

ВАЙБЕР
Место службы: ЧВК «Вагнер»

Зажгите свечу памяти

Свечу (чула) памяти зажгли раза

  • Отметка: ЧВК "Вагнер"
  • Добавлено: 18 ноября 2025 г. 16:55
  • Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
  • Просмотров: 5

ФИО

Тыртык-оол Амир Эдуардович


Дата:

20/09/1989—05/03/2023


Место рождения:


Реставрация фотографий Героя

Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)

Тыртык-оол Амир Эдуардович

Источник→

Тыртык-оол Амир Эдуардович

Лицо→

Биография/очерк

Эдуард Дамбаевич встретил свою будущую жену в магазине промышленных товаров, в отделе одежды. Светлана Биченеевна родом из села Хайыракан Улуг-Хемского района, после окончания училища её по распределению отправили работать в Усть-Элегест. Скромную девушку Эдуард Дамбаевич приметил сразу. Сам он из многодетной семьи, младший из шести детей, его отец Дамба Тарган-оолович был свидетелем строительства Усть-Элегеста и первым председателем администрации поселка. А мама Оюмаа Тактановна, будучи грамотной, ездила по чабанским стоянкам, обучала земляков латинскому букварю, а после занималась воспитанием детей и хозяйством. Оба были трудолюбивыми и инициативными людьми, уважаемыми жителями поселка.


Светлана Биченеевна оказалось замечательной женой и мамой. Общительная, гостеприимная, чистоплотная и очень заботливая. Детей воспитывала в строгости и труде. Эдуард Дамбаевич после окончания школы поступил в СПТУ-1 г. Кызыла на механизатора, за отличную учёбу его наградили путевкой в Болгарию. Сам по себе он был активным и общительным человеком, возглавлял студенческий профсоюзный комитет. Очень любил огород, по словам его сестры Ирины Дамбаевны, его грядки были в идеальном состоянии, а в хозяйстве всё было аккуратным и чистым. Будучи обстоятельным и серьезным человеком, он, недолго думая, сразу предложил Светлане сойтись и жить вместе.


Первым ребенком у супругов родился сын, которого они назвали Амир. Эдуард Дамбаевич был чрезвычайно рад, он очень хотел, чтобы первым у них родился мальчик. Амир рос шустрым, подвижным и веселым ребенком. Начал рано ходить и говорить. Будучи любознательным, он постоянно задавал родителям вопросы, ему всё хотелось знать. А еще у Амира было доброе сердце, он жалел букашек, которых ненароком раздавили, порезав палец, жалел не себя, а пальчик, брошенных щенков и котят приносил домой.


«Амир был очень сострадающим ребенком, – рассказывает тётя Ирина Дамбаевна, – когда родители запретили ему приносить животных домой, он их пристраивал, сам за ними ухаживал. А когда приходил к нам домой, то жалел нашу собаку, отпускал её с привязи, считал, что их нельзя держать на цепи. В детском саду тоже был активным малышом, верил в Деда Мороза, его отец всегда покупал подарки и складывал под ёлку. Амир и его братик Алдын-Херел после того, как их родители разошлись, а отец уехал в Кызыл, чтобы там обустроиться, жили у меня дома. В первый класс Амир пошел в усть-элегестинскую среднюю школу в 1997 году. Я там работала учителем русского языка и литературы, и до сих пор работаю. В начальных классах Амир учился очень хорошо, был участником всех школьных мероприятий, очень любил ходить в походы, интересовался техникой, мог починить велосипед. Домашние работы выполнял добросовестно, не ленился, полы и посуду мыл, рубил дрова, ходил за водой, топил печь. Амир очень скучал по матери и по отцу».


Эдуард Дамбаевич много лет проработал на кирпичном заводе, где прошел путь от простого оператора до начальника цеха. Это было крупное предприятие республиканского значения, которое закрылось в 1994 году. Начались трудные времена. В эти же годы произошел разлад в семье, дети остались с отцом, Эдуард Дамбаевич переехал в Кызыл, так как в селе найти работу было трудно. В столице он устроился кочегаром в грузовое автотранспортное предприятие, потом устроился в аэропорт, после пяти лет работы сантехником перевелся на должность водителя служебной машины, возил директора аэропорта. Много лет работал водителем в службе скорой помощи. В эти годы Эдуард Дамбаевич встретил Беллу Сергеевну, она работала судебным приставом, и её перевели в Кунгуртуг. Недолго думая, Эдуард Дамбаевич отправился вслед за ней, продолжив работать водителем скорой помощи в Кунгуртуге. Сейчас супруги живут и в Кызыле, и в Усть-Элегесте. В 2000 году у них родился сын Евгений.


«Мои сыновья очень хорошо ладили друг с другом, – говорит Эдуард Дамбаевич, – замечательные отношения у них сложились со второй супругой Беллой, Алдын-Херел даже называет её мамой, что не удивительно, ведь она его растила с шести лет. Младшего Женьку братья любили и опекали. Он как младший рос ласковым и очень самостоятельным ребенком».


После окончания в 2006 году 9 класса Амир вместе с Алдын-Херелом отправился к отцу в Кызыл. Амир продолжил учёбу в вечерней школе, по окончании которой отправился в армию. Срочную службу Амир проходил в 64-й отдельной гвардейской мотострелковой бригаде в Хабаровске. После года службы юноша не стал возвращаться, заключив контракт, он остался еще на один год в должности старшего механика-водителя БМП. Вернувшись в 2010 году в родную Туву, Амир поступил в СПТУ-1 на электрика. В то же самое учебное заведение, где учился его отец. Свою жизнь Амир Эдуардович обустраивал, как мог, ездил работать в Хабаровский край вахтовым методом, потом работал в Санкт-Петербурге и в Улан-Удэ, брался за любую работу, был трудолюбивым и старательным.


«Амир – однолюб, еще в юности он полюбил девушку Анай-Хаак, – рассказывает тётя Ирина Дамбаевна, – но серьезные отношения у них не сложились, родители девушки были против их союза. Амир больше ни с кем отношения не строил, не женился, не оставил после себя продолжения…».


В 2020 году, когда Амир вернулся в Кызыл, отец предложил ему обосноваться в Усть-Элегесте, в родительском доме, он надеялся, что сын заведет семью, найдет стабильную работу, кроме того, там жила его любимая тётя Ирина Дамбаевна, которая всегда могла помочь и поддержать мудрым советом. Сын так и сделал. Однако надежды отца не оправдались. Амир ввязался в драку, из-за которой его отправили в исправительное учреждение.


Средний брат Алдын-Херел после срочной службы и окончания техникума выбрал профессию военного, заключив контракт в Бийске. Когда началась Специальная военная операция, его отправили на Украину в числе первых. Через несколько месяцев, никому ничего не сказав, Амир принял решение отправиться на СВО. Заключив контракт с частной военной компанией, он отправился в зону боевых действий. Это был январь 2023 года.


«Мы узнали о том, что Амир на СВО, только после того, как нам позвонили из поселковой администрации и сообщили о том, что он погиб, – рассказывает тётя Ирина Дамбаевна, – для нас это было шоком, мы сначала не поверили, это было ужасное время, полное слёз и душевного страдания».


«Мне о гибели сына в тот же день сообщил Алдынбек, наш земляк, он тогда находился на спецоперации, – рассказывает Эдуард Дамбаевич, – я в тот момент ехал по делам, услышав новость, я остановился на обочине и долго стоял, слёзы сами собой текли из глаз. Я никак не мог принять эту весть, ведь мы все думали, что он в Шагонаре».


Брат Алдын-Херел, узнав о гибели брата, не успел приехать на похороны, уже позже отец попросил командование не отправлять сына на СВО, к тому времени Алдын-Херел уже перевелся в 55-ю мотострелковую бригаду. Сейчас он в Екатеринбурге, командир взвода, обучает солдат в качестве инструктора по управлению дронами, дослужился до звания лейтенанта. Женат, отец троих детей. Младший брат Евгений после прохождения срочной службы заочно учится в юридическом вузе по специальности «оперативно-розыскная работа», работает в СТО. По словам родителей, ему с малых лет нравилось работать с техникой.


В последний путь рядового Тыртык-оола Амира Эдуардовича проводили 26 марта 2023 года. Он был первым погибшим в Специальной военной операции воином из села Усть-Элегест. Проститься с земляком, сложившим голову на полях Украины, пришли все жители поселка, выстроив «живой коридор», также приехали многочисленные родственники, друзья, одноклассники. Ирина Дамбаевна, прощаясь с любимым племянником, в душе молилась и просила о том, чтобы больше никто не погибал, и чтобы на поселковом кладбище не добавились флаги, говорящие о том, что здесь похоронен солдат: «Пусть ты, мой Амирчик, будешь первым и последним». Удивительно, но целый год плохие вести никто из односельчан не получал.


Уже потом, спустя несколько месяцев, в поселок вернулся парень, который находился на СВО в то же время, что и Амир. Он рассказал, что видел его один раз, когда они вечером сидели у костра, Амир прибежал, выпил кружку чая, поговорил, посмеялся с ними, затем, сказав, что они завтра выступают на штурм, убежал. Эдуард Дамбаевич признается, что ждёт сына до сих пор и мечтает съездить в г. Горячий ключ Краснодарского края, чтобы своими глазами увидеть стеллу, установленную в память о погибших бойцах ЧВК «Вагнер». Он хочет найти среди выгравированных номеров погибших «музыкантов» номер жетона своего сына. Эдуард Дамбаевич уверен, что Амир был не просто храбрым солдатом, а был из тех, кто без страха выступал в первых рядах.


Автор: Роланда Сандан

  • Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
  • Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

Отзывы