Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: ЧВК "Вагнер"
- Добавлено: 18 ноября 2025 г. 16:20
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 2
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Владимир Дембилдеевич и Раиса Быйымбаевна родом из Сут-Хольского района. Родились и выросли в одном селе. Повзрослев, создали семью, оставшись в родном Сут-Холе. Там родились их дети: дочь Руделла, сыновья Дагба-Доржу и Омак. Отца Владимира Дембилдеевича не стало, когда Омаку исполнилось 5 лет, погиб от рук хулиганов. Спустя четыре года после трагедии Раиса Быйымбаевна повторно вышла замуж, в этом браке родился младший сын Айдемир. Матери не стало в 1995 году, ушла из жизни после продолжительной болезни. Старшая сестра в 2010 году погибла в автокатастрофе, оставив сиротами троих детей. Из большой семьи остались двое братьев: старший Дагба-Доржу – многодетный отец, и младший Айдемир – работает в правоохранительных органах.
Омак рос озорным и шумным мальчиком. После гибели отца родственники со стороны Владимира Дембилдеевича настояли на том, чтобы забрать Омака. Раиса Быйымбаевна после долгих споров согласилась. Так Омак уехал в Кызыл, где рос у родной тёти, сестры отца, до 16 лет. С того времени связь с мамой, сестрой и братом оборвалась. Тётя не разрешала мальчику ездить домой, в село, даже на каникулах. Она даже поменяла его фамилию на свою – Олзей-оол. Историю семьи рассказала супруга Омака Владимировича – Шончалай Ильинична, она единственная, кто вышел на связь с командой проекта, чтобы рассказать о муже и тем самым увековечить его память.
Когда Омаку исполнилось 16 лет, из-за болезни ушла из жизни его тётя, некоторое время юноша еще жил в доме тёти, но потом её муж, сказав, что у него есть кровные родственники, отправил парня в село. Омаку пришлось заново привыкать к родной семье, ставшей для него чужой. Парень привык к городской жизни, поэтому ему было непривычен сельский уклад, он не знал, о чем разговаривать с мамой, с сестрой и братьями, как к ним найти подход. Особой помощи со стороны родных не было, ведь это он был «пришлым», из-за чего парень стал часто уходить из дома. Обиды к маме он не испытывал, но чувствовал себя чужим. Через три года мама умерла, старшие дети были уже взрослыми, Омак тоже достиг совершеннолетия, младшего 9-летнего Айдемира забрала к себе родная сестра матери, так как его отец – отчим Омака, уехал, сказав, что воспитанием сына заниматься не будет. Шончалай Ильинична вспоминает, что Омак как-то обмолвился, что испытывает к отчиму неприязнь, потому что он не сделал его маму счастливой, наоборот, был грубым, а порой и жестоким, что, возможно, и сказалось на здоровье матери.
Омак учился в кызылской школе № 3, он оказался способным учеником с математическим складом ума. В его аттестате всего несколько троек. Со спортом Омак тоже был на «ты»: вольная борьба, волейбол, баскетбол, футбол. Особые способности у него проявились в вольной борьбе. Оказывается, его отец Владимир Дембилдеевич в своё время был довольно успешным и знаменитым в своем районе хурешистом («Хуреш» – национальная тувинская борьба, прим. ред.). Несмотря на то, что Омак был веселым и шустрым парнем, хвалиться своими достижениями не любил, поэтому Шончалай Ильинична не помнит, чтобы Омак рассказывал о своих достижениях. Он вообще не любил много говорить. 11 класс Омак закончил в самагалтайской вечерней школе в 1994 году. Получив аттестат, он поступил в ПУ-11 г. Кызыла, где прошел обучение, получив специальность радиомеханика. Кстати, после 9 класса Омак успел недолгое время поработать учеником техника в Национальном тувинском театре.
А потом случилось несчастье. Когда Омак возвращался домой и шел по мосту, на него напали хулиганы, избив его, они сбросили парня с моста в Енисей. Если бы Омак упал в середину реки, то, возможно, не выжил бы, захлебнулся, однако его нашли на берегу, половина тела лежала в воде, другая – на каменистом берегу. То, что он остался жив после падения с такой высоты, – чудо. Омак получил множественные переломы и ушибы внутренних органов, ему пришлось проходить длительное лечение и реабилитацию. В 2000 году родственники настояли на том, чтобы он отправился в армию, опасались, что Омак свяжется с плохой компанией и свернет не на ту дорожку. По словам супруги Шончалай Ильиничны, Омак был от шеи до стоп «железный» – после падения с моста во многих местах переломов ему установили штифты. Каким образом такого парня взяли в армию, она не знает. Срочную службу Омак Тонгак начал проходить в 383-м учебном мотострелковом полку, в воинской части 12651, которая располагалась в Забайкальском крае, в поселке Каштак. В 2002 году его перевели в 74-ю отдельную мотострелковую бригаду (в/ч 21005, г. Юрга), где он завершил службу в должности наводчика.
Вернувшись из армии, Омак Владимирович познакомился с будущей женой Шончалай Ильиничной. Впервые он её увидел на волейбольной площадке, где и он, и она играли вместе с друзьями в волейбол. Шончалай тогда вернулась в Туву из Барнаула, где училась на врача. Заболела мама, девушке пришлось оставить учебу после двух курсов, чтобы ухаживать за ней. Она была третьим ребенком из семи детей. Шончалай Ильинична родом из села Ий Тоджинского района. Мама лежала в больнице, девушка отправилась в село, чтобы присматривать за младшими, устроилась санитаркой в местную больницу в Тоора-Хеме. В сентябре Шончалай приехала в Кызыл, маму выписывали, в эти дни к ней пришел Омак, чтобы выразить свои чувства, он даже предложил вместе с ней уехать на её родину, в Тоджу. Однако Шончалай Ильинична была занята решением своих проблем, она отказала молодому человеку, ей тогда было совсем не до отношений. В конце октября девушка снова приехала в столицу, её маме нужно было пройти очередное обследование в больнице. На этот раз Омак проявил упорство. Он сделал предложение руки и сердца, сказав, что не отступится. Шончалай Ильинична сдалась. В 2003 году у молодых родился первый ребенок – дочь Лия. Они жили в родительском доме Омака вместе с его старшей сестрой и племянницей. Через три года родилась вторая дочь, которую они назвали Аялгой, а в 2009 году Омак стал счастливым отцом сына, на радостях он назвал его могучим именем Арзылаң, что в переводе с тувинского языка означает «лев».
«У меня непростой характер, – рассказывает Шончалай Ильинична, – было время, когда я, забрав детей, уехала на Тоджу, откуда вернулась лишь спустя год. Все это время Омак просил меня вернуться, но я упрямилась. В итоге, подумав, я решила, что нужно дать ему шанс. Омак старался, зарабатывал деньги, как мог, брался за любую работу, чтобы обеспечить свою семью. В 2009 году он работал в “ТТ системы” монтажником связи до 2012 года, оттуда ушел работать в Министерство здравоохранения, куда его взяли ведущим специалистом по программному обеспечению. Как отец он был замечательным, дети его очень любили. Это я в семье была строгая и требовательная, а он был добрым, заботливым и любящим (смеется). Он их баловал, покупал им все, что они просили. В летнее время мы любили ездить на озера и целебные источники. Мы были счастливой и дружной семьей. Пусть даже иногда и ругались, но ведь ссоры происходят во всех семьях».
Старшая дочь Лия после получения диплома ветеринара живет и работает в Абакане, вторая дочь живет рядом с ней, учится в колледже на кадастрового инженера. Сын учится в 9 классе, пока с будущей профессией не определился. Шончалай Ильинична считает, что ему стоит выбрать медицинскую сферу, мальчик склоняется в сторону военной профессии.
В 2016 году Омака Владимировича осудили, наказание он отбывал в ИК-1 г. Кызыла. По словам супруги, её муж был обвинён необоснованно. Он подвозил своего брата – дальнего родственника, который вёз с собой сверток с запрещенным веществом. И как бы Тонгак не отрицал, что сверток не его, суд вынес решение. Это был тяжелый период в жизни Шончалай Ильиничны, она надеялась, что мужу дадут условный срок.
«В апреле 2023 года по условно-досрочному Омак должен был освободиться, – говорит Шончалай Ильинична, – у него была хорошая характеристика, он там работал, проявил себя как добропорядочный гражданин. Оставалось всего четыре месяца! 4 декабря он мне позвонил, спросил, как у нас дела, уверил меня, что никуда не поедет. А сам, оказывается, на тот момент уже подписал контракт. 27 декабря он мне позвонил с незнакомого номера, но мы не смогли поговорить, помехи были такими, что я ничего не расслышала. Но поняла, что муж находится там. Дальше потянулись дни в ожидании его звонка».
15 марта 2023 года новость о том, что Тонгак Омак героически погиб, сообщили старшей дочери, отец для связи оставил её номер телефона. Шончалай Ильинична узнала весть от дочери. 21 марта 2023 года рядовой Тонгак Омак Владимирович был похоронен на «Аллее Славы» в г. Кызыле. Позже Шончалай Ильинична узнала подробности. В танк, в котором Омак вместе с шестью боевыми товарищами следовал на задание, попал снаряд, все погибли, сгорели заживо. Так на 46 году оборвалась жизнь Тонгака Омака Владимировича, примерного мужа и отца, смелого и отважного воина.
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

