Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: Военнослужащий
- Добавлено: 18 ноября 2025 г. 15:08
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 7
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Шолбан родился младшим сыном супругов Мергена Хулер-ооловича и Светланы Сонай-ооловны. Они – одноклассники. В детстве ребята дружили, став взрослыми, создали семью, в которой у них родилось четверо детей: Сылдыс, Имир, Чайынды и Шолбан. Три сына и дочь.
Старший сын Сылдыс трагически погиб в 2010 году. Второй сын Имир – участник Специальной военной операции – погиб 20 октября 2023 года. Его жизненная история изложена в предыдущем очерке. Третьей в семье родилась дочь Чайынды. Младшим в семье снова родился мальчик – сын Шолбан, он тоже участник Специальной военной операции, его не стало 9 октября 2023 года в результате автоаварии, в которую он попал, когда после полученного ранения на СВО приехал домой на реабилитацию. Из четверых детей Светлана Сонай-ооловна похоронила троих – троих сыновей-богатырей, двое из которых – военнослужащие, погибшие с разницей в 18 дней.
Имена сыновьям давал отец в зависимости от времени суток, в которое они появлялись на свет. Старший сын родился ночью, когда небо было усыпано звездами, поэтому его назвали Сылдыс (в переводе с тувинского – «звезда»). Имира так назвали, потому что он родился в сумеречное время, а Шолбану дали имя в честь звезды «Шолбан» (планета Венера), которая появляется в небе первой, как только солнце скрывается за горизонтом. Имя дочери мама давала сама. Чайынды означает «наледь», «блеск наледи».
Когда младшему сыну исполнилось два года, Мерген Хулер-оолович и Светлана Сонай-ооловна расстались. Это было начало 90-х годов. Отец детей уехал на свою родину, в Бай-Тайгу, создал новую семью, но о своих старших детях не забывал. Дети на каждые летние каникулы ездили к отцу, сыновей отец научил всему, что должны знать и уметь будущие мужчины, а дочь, очень похожую на него, баловал. Даже в преклонном возрасте, перенеся инсульт и получив инвалидность, он продолжал помогать детям.
Родители Светланы Сонай-ооловны рано ушли из жизни. Они родили и вырастили одиннадцать детей. Дружные братья и сестры помогали друг другу, чем могли. Когда Светлана Сонай-ооловна осталась одна с четырьмя детьми, большую помощь ей оказали её братья и сестры. На заслуженный отдых она вышла, будучи поваром школьной столовой.
Светлана Сонай-ооловна с детьми жила в благоустроенной квартире, где не нужно было топить печь. Когда дети были маленькими, перед уходом на работу она отводила их к родственникам. Позже дети стали оставаться дома одни, за всеми присматривал старший сын Сылдыс, он тогда уже учился в школе и мог присмотреть за младшими.
«Утром я всегда готовила еду в большой кастрюле, ставила её на пол, чтобы детям было удобнее накладывать еду в тарелки. Они росли дружными, заботились друг о друге. Самым хозяйственным был Имир, он очень любил младших сестру и брата, поэтому, когда по графику дежурства приходила их очередь, прибирался в доме и мыл посуду сам. Он рано научился готовить, глядя на него и на меня, готовить научился и младший Шолбан. Когда я вспоминаю тот период, на душе становится тяжело и больно. Несмотря на то, что нам не выдавали зарплату, я все равно смогла поставить на ноги своих детей, дав им хорошее воспитание, ведь все они у меня выросли очень хорошими людьми. Уважали старших, заботились о младших, были целеустремленными. Когда они выросли, получили образование, обзавелись семьями, я так радовалась, надеясь, что они станут моей опорой, проживут лучшую жизнь. А в итоге война забрала их…, – голос Светланы Сонай-ооловны срывается от сдерживаемых слёз. – Старшего сына тоже забрала война, я так считаю. Он же после армии был в Чечне, вернулся оттуда сам не свой. Мне кажется, что последствия службы в Чечне дали о себе знать, поэтому он ушел из жизни совсем молодым, ему было всего 27 лет».
Шолбан Мергенович погиб в результате автомобильной аварии, произошедшей при странных обстоятельствах. В тот день он возвращался с чабанской стоянки, был трезв, никуда не торопился. Его машина просто вылетела с дороги и несколько раз перевернулась. Встречных машин тоже не было. Как будто смерть, не сумев забрать его там, на Украине, пришла за ним сюда – в родной край. Мама говорит, что сын был контужен, он вернулся домой после ранения и собирал документы: в виду ухудшения здоровья его должны были освободить от воинской обязанности, кроме того он был многодетным отцом. Но не успел.
Шолбан – десантник. На Специальную военную операцию отправился из воинской части Улан-Удэ. В Бурятию он переехал вместе с семьей еще до начала СВО, там заключил контракт и служил верой и правдой. Ездил в командировку в Сирию, где участвовал в миротворческой военной операции. Когда начались события на Украине, был в числе первых военных, кого отправили в зону боевых действий.
Шолбан в отличие от спокойного брата Имира был озорным и шумным. В школе учился хорошо, в 9 и 10 классах Шолбана избирали Президентом школы. «Тогда же ничего такого не было, и я очень удивилась, когда сын пришел домой и сказал, что стал президентом (смеется). Потом я спрашивала у классного руководителя, почему именно Шолбана назначили на эту ответственную должность. Она мне тогда ответила, что выдвинуть его кандидатуру решил педагогический совет, исходя из его личных качеств, хорошей учебы, ответственного и уважительного отношения к учителям и сверстникам. Конечно, я тогда очень гордилась сыном».
Шолбан, как и отец, был отличным спортсменом. Занимался национальной борьбой «хуреш», играл в хоккей, волейбол, неоднократно участвовал в соревнованиях, защищая честь школы и Дзун-Хемчикского района. После окончания в 2007 году 11 класса парень отправился в армию. Срочную службу проходил в 38-й отдельной гвардейской мотострелковой Витебской ордена Ленина, Краснознамённой, ордена Суворова бригаде в должности водителя. Перед уходом в армию Шолбан успел окончить водительские курсы. По возвращении из армии он поступил в Кызылский техникум экономики и права на специальность «повар-кондитер», тогда его брат Имир работал охранником в Тувинском государственном университете. Братья и сестра жили в съемной квартире. Мама с улыбкой вспоминает, как Шолбан ей звонил и сетовал на то, что Имир не покупает хлеб, а только макароны, и он голодает. Расходов было много, и Имир как старший брат взял на себя ведение общего бюджета. В то время сестренка тоже училась в Кызыле, поэтому Имиру приходилась распределять свою заработную плату на троих, а также оплачивать жильё. Благодаря экономности Имира удавалось втроем жить и учится.
Интересно, что Шолбан стал отличным поваром, блюда у него получались изумительными, готовить он очень любил. Мама с улыбкой вспоминает, как способности сына удивляли и восхищали родственников. Первый раз они увидели его талант, когда один из родственников проводил торжество, на которое Шолбан приехал загодя, чтобы отварить мясо, сделать нарезки и сервировку столов ресторанного уровня. С тех пор он стал неизменным помощником на всех торжествах родственников. Два года Шолбан Мергенович работал главным поваром в «Лунсине», еще год – в детском саду № 28. Его кулинарный талант пригодился и на Специальной военной операции. Когда они попали в ситуацию, что даже сухого пайка не осталось, именно Шолбан накормил и себя, и всех своих сослуживцев. Он быстро сбегал в поле, нашел бесхозную корову (тогда многие покидали сёла, оставляя живность), забил её, освежевал, замесил тесто, настрогал лапшу и сварил такой наваристый и вкусный суп, что бедные солдаты, давно сидевшие на одних сухарях, чуть языки не проглотили. Потом Шолбан частенько радовал боевых товарищей своими кулинарными шедеврами, если им удавалось поймать какую-либо живность или найти соленья, варенья в заброшенных подвалах.
В 2019 году Шолбан Мергенович с женой Айланой Анатольевной отправились по приглашению родной сестры супруги в Улан-Удэ, которая там жила вместе со своей семьей, а её супруг был военнослужащим. В тот год Шолбан Мергенович пытался устроиться в 55-ю войсковую часть, но свободных мест не было, поэтому он согласился перебраться в Бурятию, так как там была возможность пойти на военную службу. Тогда Шолбан и Айлана уже были родителями троих детей: Лейлы, Линды и Сундуя, четвертый ребенок – дочь Аселя – родилась в Кызыле, ей сейчас два года. По словам бабушки, из внуков больше всего на отца походит Нелля, причем не только внешне, но и характером, движениями и даже походкой. В августе 2020 года Шолбан Мергенович устроился в 11-ю отдельную гвардейскую десантно-штурмовую бригаду на должность водителя минометной батареи. В середине 2021 года он принимал участие в военной операции в Сирии в составе российских войск.
«С Шолбаном мы познакомились, когда он еще служил в армии. Его сослуживец – мой одноклассник, он нас и познакомил. Мы созванивались, переписывались, вживую друг друга увидели, когда он вернулся. Я тогда училась на учителя химии в Абакане, – рассказывает Айлана Анатольевна, – он меня тогда покорил своей добротой и открытой душой. У него была богатая речь, он умел душевным разговором вовлечь в беседу любого человека. Шолбан был очень хорошим мужем и отцом наших детей. Заботливый, трудолюбивый, хозяйственный – рядом с ним мы чувствовали себя, как за каменной стеной. Детей обожал, ни в чем им не отказывал, покупал всё только самое лучшее. Меня тоже баловал (улыбается), мог принести шоколадку и спрятать под подушку, чтобы дети не скушали, говорил: “Эта шоколадка только для тебя, любимая”. Очень любил путешествовать по разным местам и городам. Любил сельскую жизнь. А как он вкусно готовил! Он и меня научил готовить, мог по запаху определить, что мясо недосолено или пересолено (смеется). В военной части сразу подружился с сослуживцами, однако одно время были конфликты с командиром, потому что муж никогда и никому не позволял унижать себя. Со временем, когда командир понял, что не стоит так относиться к нему, они успокоились, нашли общий язык. Когда супруг вернулся со спецоперации по ранению, ему осколками повредило ногу, и он еще получил контузию, я настояла на том, что нужно оформить документы и уволиться из военной части. Мы тогда ждали четвертого ребенка. Всё равно он из-за ранения не смог бы полноценно воевать. Позже я заметила, что поведение мужа изменилось, он стал очень беспокойным, раздражительным, не мог нормально спать, ему снились кошмары. Это всё последствия войны и того, свидетелем чего он там стал… Если бы не война, мой муж и отец моих детей так бы не изменился».
«Неожиданный уход из жизни младшего сына Шолбана стал для всей семьи потрясением. Я ведь тогда радовалась, что Шолбан больше не поедет на передовую, надеялась, что его по здоровью и как многодетного отца освободят от воинской обязанности, – вспоминает мама Светлана Сонай-ооловна, – как нам было тяжело сообщать о смерти брата старшему Имиру, тем более, что он в это время находился там, на передовой. Я знала, что он будет сильно переживать, ведь он очень любил его. Шолбан, несмотря на энергичный характер, очень уважал брата и по любому поводу с ним советовался. Они были настоящими братьями не только по крови, но и духовно. Там, на Украине, еще воевал сын моей сестры, его двоюродный брат, Шолбан и за него переживал, переживал за Имира, за своих товарищей, которые там остались. Я слышала, как он плакал… У него было мягкое и доброе сердце».
Шолбана Мергеновича похоронили 12 октября 2023 года в родном Чадане. Проводить героя приехали многочисленные родственники, друзья, одноклассники, сослуживцы. Айлане Алексеевне стало плохо во время похорон. «Она старалась держаться, сдерживала слёзы, но в какой-то момент её сердце не выдержало…» – вспоминает Светлана Сонай-ооловна.
Светлана Сонай-ооловна говорит, что в этом учебном году она совместно с учителями планирует открытие Парты Героя и мемориальной доски в память о сыновьях. «На похороны сыновей приходили их сослуживцы, и все они говорили о них только хорошее. Имир и Шолбан были смелыми, инициативными, верными служебному долгу военными. Они настолько были преданными своим боевым товарищам, что на все мои уговоры остаться дома отвечали отказом: “Как мы, мама, можем остаться? Там же нас ждут наши друзья!”. Сослуживцы Шолбана еще говорили, что благодаря ему они там не голодали, он умудрялся из самых простых продуктов приготовить очень вкусные блюда в полевых условиях. Говорили, что он был на редкость добрейшей души человеком. Как только у меня появится материальная возможность, я обязательно это сделаю».
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

