Содунам Имир Мергенович
"Кокай"
18/10/1985—20/10/2023
лейтенант, командир 7-го батальона.
Медали «Участник Специальной военной операции», медаль «За участие в военном параде в День Победы» (при жизни), знак «За участие в спецоперации», Орден Мужества (посмертно). Ветеран боевых действий, член Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое Братство РТ».
Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: Военнослужащий
- Добавлено: 18 ноября 2025 г. 15:05
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 4
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Родители Мергена Хулер-ооловича переехали из Бай-Тайгинского района в Чадан, когда сын был еще маленьким. Светлана Сонай-ооловна родилась в селе Хорум-Даг, но позже, когда девочка достигла школьного возраста, жила и училась в Чадане. Мерген и Света – одноклассники. В детстве ребята дружили, став взрослыми, создали семью, в которой у супругов родилось четверо детей: Сылдыс, Имир, Чайынды и Шолбан. Три сына и дочь.
Первым в семье родился Сылдыс, он трагически погиб в 2010 году. Второй сын Имир – участник Специальной военной операции – погиб 20 октября 2023 года. После двух сыновей у супругов родилась дочь, долгожданную девочку счастливые родители назвали Чайынды. В настоящее время она работает в дорожной организации. Младшим в семье снова родился мальчик – сын Шолбан, он тоже участник Специальной военной операции, его не стало 9 октября 2023 года в результате автоаварии, в которую он попал, когда после получения ранения на СВО приехал домой на реабилитацию. Очерк о нём следует сразу после этого. Из четверых детей Светлана Сонай-ооловна похоронила троих – троих сыновей-богатырей, двое из которых – военнослужащие, погибшие с разницей в 11 дней. Сейчас с ней осталась единственная дочь Чайынды. Она поддерживает маму и заботится о ней, хотя и ей тяжело, ведь она росла среди троих братьев, которые её – единственную сестренку – любили, баловали и защищали, а она в ответ дарила им радость, ласку и заботу. А теперь они с мамой остались одни…
Когда младшему сыну исполнилось два года, Мерген Хулер-оолович и Светлана Сонай-ооловна расстались. Это было начало тяжелого периода развала Советского Союза. Отец детей уехал на свою родину, в Бай-Тайгу, создал новую семью, но о своих старших детях никогда не забывал. Дети на каждые летние каникулы ездили к отцу, сыновей он научил всему, что должны знать и уметь будущие мужчины, а дочь, очень похожую на него, баловал. Даже в преклонном возрасте, перенеся инсульт и получив инвалидность, он продолжал помогать детям. У Имира интерес к животноводству появился именно тогда, когда он ездил к отцу в Бай-Тайгу. Ему нравилось пасти скот, разъезжать на лошади по окрестностям, любоваться красотой гор и тайги, чувствовать себя свободным.
Родители Светланы Сонай-ооловны рано ушли из жизни. Они вырастили одиннадцать детей. Дружные братья и сестры помогали друг другу, чем могли. Когда Светлана Сонай-ооловна осталась одна с четырьмя детьми, большую помощь ей оказали её братья и сестры. Она работала поваром в городской столовой, несмотря на помощь отца детей, который работал учителем физкультуры, в 90-е годы содержать детей было очень тяжело. На заслуженный отдых Светлана Сонай-ооловна вышла с должности повара школьной столовой.
«Имир похож на меня: симпатичный и белолицый (улыбается), по характеру с малых лет был очень спокойным, – рассказывает Светлана Сонай-ооловна. – Имир из всех детей был самым хозяйственным, в доме порядок он наводил в своё дежурство и в дежурство сестренки и братика. И не потому, что остальные дети были ленивыми, просто ему нравилось наводить уют, вот он и брал на себя эти обязанности, позволяя младшим играть и наслаждаться детством. А как Имир любил ухаживать за огородом! Он у нас был всегда в идеальном порядке. Сын очень любил живность. Раньше у нас были собака и кошка, а когда сын обзавелся семьей, то в его доме поселились хомячки, ежики, кошки, собака (смеется), кого только он не держал. Помню, в детстве сын принес с улицы щенка, он был совсем маленьким, а на улице стояли морозы. Щенка поселили в подвале, чтобы тот не замерз. Как только Имир приходил со школы, сразу шел кормить питомца, тот уже знал его шаги и подбегал к нему. Когда наступила весна, мы его вытащили на улицу, и тогда выяснилось, что щенок слепой, глазки были совсем белыми. К сожалению, через несколько дней щенка украли. Имир тогда очень сильно расстроился!».
Светлана Сонай-ооловна с детьми жила в благоустроенной квартире, где не нужно было топить печь. Когда дети были маленькими, перед уходом на работу она отводила их к родственникам. Позже они стали оставаться дома одни, за всеми присматривал старший сын Сылдыс.
«Бедные мои детки, так и росли в ожидании моего прихода с работы. Идя по дороге, я издалека видела их, выглядывающих из окна, они знали, во сколько у меня заканчивается рабочий день, и с нетерпением ждали. Утром я всегда готовила еду в большой кастрюле, ставила её на пол, чтобы детям было удобнее накладывать еду в тарелки. Помню, как Имир, глядя на меня, научился печь хлеб, это было так неожиданно. Его хлеб получался таким вкусным! Он даже пёк хлеб и продавал его (смеется). И соседи покупали, хвалили, удивлялись его мастерству. Когда я вспоминаю тот период, на душе становится тяжело и больно. С таким трудом, переживая такие лишения, вырастила моих сыновей и дочь, надеясь, что они станут моей опорой, проживут лучшую жизнь, достигнут чего-то в этой жизни. А в итоге война забрала их…, – голос Светланы Сонай-ооловны срывается от сдерживаемых слёз. – Старшего сын тоже забрала война, я так считаю. Он после армии был в Чечне, вернулся оттуда сам не свой. Мне кажется, что последствия службы в Чечне дали о себе знать, поэтому он ушел из жизни совсем молодым, ему было всего 27 лет».
В первый класс Имир пошел в 1993 году – в среднюю общеобразовательную школу № 4 г. Чадана. Учился хорошо, был любимчиком учителей и одноклассников. Несмотря на спокойный характер, Имир обладал тонким чувством юмора и любил всех смешить. Увлекался национальной борьбой «хуреш», занимался боксом и кикбоксингом, играл в волейбол и футбол. Всё свое свободное время проводил в спортивном зале. Его отец тоже был спортсменом. Однако заниматься спортом Имир стал из-за слабого здоровья. В детстве он перенес тяжелое заболевание и одно время не мог ходить, из-за чего ноги стали очень слабыми, поэтому в школьном возрасте он бросил все свои силы на то, чтобы укрепить мышцы и вернуть им выносливость и подвижность. Вот почему Имир буквально не выходил из спортзала. «Когда сын оканчивал 9 класс, на последнем звонке учителя меня вызвали в центр площадки и сказали столько добрых слов в мой адрес за то, что я воспитала такого хорошего мальчика. Я не ожидала, что меня вызовут для награждения благодарностью, обычно выбирают родителей отличников, поэтому от неожиданности я расплакалась».
После окончания 9 класса Имир поступил в ПУ-4 г.Чадана, там он так же быстро завоевал любовь и уважение педагогов и однокурсников. Директор училища Леонид Комбужакович уже после смерти Имира поделился с матерью воспоминаниями о студенте, рассказал, что тот был одним из самых ярких ребят, который не только хорошо учился, но и был постоянным участником и организатором различных мероприятий. Через год учёбы юноше пришла повестка из военкомата. Мать думала, что его из-за здоровья не возьмут, но медкомиссия парня пропустила. В армейской жизни Имир тоже отличился, матери от имени командования было направлено благодарственное письмо. Отслужив один год в Красноярском крае, Имир вернулся домой. По возвращении он окончил обучение в чаданском ПУ-4, получив несколько специальностей. После мужчина уехал в Кызыл, где устроился в частное охранное предприятие, параллельно поступил на юридический факультет ТувГУ. По работе его направляли охранять различные организации, в том числе и университет, где он познакомился с Сайдаш Сергеевной. В настоящее время она работает преподавателем в Кызылском автодорожном техникуме.
«Имир был хорошим, добрым и очень заботливым мужем, внимательным и любящим отцом. Он никогда ни в чём не отказывал своим детям, всё делал для них и ради нас, своей семьи, – с нежностью рассказывает супруга Сайдаш Сергеевна. – У нас двое сыновей, старшего зовут Аюш, младшего – Ачыты. Аюш сейчас переходит на 4 курс, он учится в военно-воздушной академии в Воронеже. Супруг и младший сын даже ездили к нему на принятие присяги, вот тогда Ачыты тоже захотел стать военным и собирается после окончания 11 класса поступать в эту же академию. Аюш был очень горд и рад, что отец с братом приехали, а как был за сына горд его отец! В тот период Имир только приехал в отпуск с передовой, поэтому он был очень рад, что смог съездить к сыну на принятие присяги. Кроме наших сыновей мы еще воспитывали дочек моей младшей сестры. Они настолько нас любили, что меня называли мамой, а Имира – папой. И он их тоже любил, называл дочками, им сейчас 15 и 13 лет. Имир был главой семьи в полном смысле этого слова, строгим и требовательным по характеру. Он был командиром, но дома с детьми нежнее и заботливее человека найти, наверное, было невозможно (улыбается)».
«Мой папа – лучший в мире герой, он защищал свою семью и родину. Папа заботился больше всего о нас, чем о себе. Он усердно работал, чтобы мы хорошо жили и радовались. Несмотря на трудности, он своими шутками поднимал нам настроение. Папа всегда пытался нам помочь, – пишет об отце младший сын Ачыты. – Папа брал нас на работу, где мы узнавали очень много интересного. Еще мы часто с семьей гуляли и ездили куда-нибудь. Когда мама болела, папа носил её на руках. С самого детства папа умел добиваться успеха, у него было очень много грамот! У него была мечта – быть счастливым и жить со своей семьей. Я очень сильно люблю папу и скучаю по нему!».
Имир Мергенович в 2015 году поступил на службу в 55-ю отдельную мотострелковую бригаду, дослужился до звания лейтенанта, имел отличную характеристику, пользовался уважением как со стороны командования, так и со стороны подчиненных. Его как опытного военного, обладающего авторитетом, на Специальную военную операцию отправили не сразу. Первое время, будучи начальником боевого стрельбища, он занимался военной подготовкой добровольцев и мобилизованных.
«На Специальную военную операцию Имира отправили в сентябре 2022 года. Муж был командиром батальона, за время несения службы он успешно выполнял боевые задания, не раз спасал жизни своих сослуживцев, выносил раненых с поля боя, поэтому его собирались представить к Ордену Мужества, – рассказывает супруга Сайдаш Сергеевна. – Документы супруг собирал, когда находился дома в связи с ранением и прохождением реабилитации. Однако, несмотря на то, что все необходимые документы были собраны и отправлены, награду ему не выдали в связи с его гибелью, я считаю, что это несправедливо, поэтому буду добиваться её выдачи до конца. Мой муж был настоящим офицером, требовательным и строгим командиром, но при этом заботливым по отношению к своим подчиненным. Он не забывал о семьях погибших военнослужащих, поддерживал их добрым словом и делом. Если же там, на передовой, кто-то из его подчиненных нарушал дисциплину, то ругал и наказывал, так как на войне очень важно соблюдать порядок и субординацию. В дни затишья супруг считал, что нужно оказывать помощь жителям того населенного пункта, где они стояли, а те в свою очередь помогали им: кормили, стирали и штопали одежду. И вот тогда один дедушка предложил мужу назвать свой батальон волками, имея в виду, что они такие же, как волки, сплоченные, крепкие, ловкие. Это название им понравилось, и мужа как командира прозвали “Кокай” (в переводе с тувинского языка – “волк”, прим. ред.), что стало его позывным, а в бой они шли со словами: “Кокайлар бис!” (“Мы – волки!”). После реабилитации муж обратно улетел 16 сентября 2023 года».
«Имир очень любил жену и детей, жил и работал только ради них. Когда невестку положили в больницу в Кызыле, а они тогда жили в Хову-Аксы, он был рядом с ней, ухаживал за ней, как родная мать. Я тогда приехала в Хову-Аксы, чтобы присмотреть за внуками. Как мне тогда было жаль сына, он так переживал за жену, так о ней заботился, а ведь она и вправду находилась в очень тяжелом состоянии. Имир был настоящим семьянином. Жена и дети для него были смыслом жизни. Он был моим самым любимым сыном…, – рассказывает о сыне мать. – Когда сына отпустили домой после ранения, он первое время не мог нормально спать, постоянно вскакивал, просыпался, всё ему казалось, что до сих пор идет война. Как мне его было жаль, моего сыночка!».
Неожиданный для всех родных уход из жизни Шолбана Мергеновича стал потрясением, особенно для старшего брата Имира. Мама вспоминает, что, когда они по телефону сообщили ему о смерти брата, он промолчал, но потом его сослуживцы рассказывали, что Имир Мергенович после получения трагической вести плакал, тяжело переживая потерю младшего брата. «Несмотря на то, что сыну сразу же дали разрешение отправиться домой, он сказал, что поедет после выполнения боевого задания, – вспоминает Светлана Сонай-ооловна. – Сын был таким, никогда не оставлял дело на полпути, всегда держал своё слово. Вот тогда он из своего последнего задания живым не вышел…».
Первой весть о гибели Имира получила его родная сестра. Ей позвонили боевые товарищи брата. Когда она позвонила Сайдаш Сергеевне, та не поверила, сказав, что можно верить лишь официальным данным. Вскоре информация подтвердилась.
«Гибель супруга стала тяжелым ударом для меня, для детей, они все с трудом пережили и до сих пор переживают уход отца, – рассказывает Сайдаш Сергеевна, – старшему сыну весть передали его командиры, я тогда получила такую мощную поддержку со стороны родителей однокурсников сына, у меня было ощущение, что нас поддерживает вся страна».
Матери, оплакивавшей смерть младшего сына Шолбана, родные долго не могли сказать о том, что и её второй сын Имир погиб. Сообщили лишь тогда, когда тело офицера было отправлено бортом в Кызыл. Лейтенант Содунам Имир Мергенович был похоронен 1 ноября 2023 года на Аллее Славы в Кызыле, проводить героя пришло огромное количество людей: родственники, сослуживцы, боевые товарищи, друзья. Имир Мергенович погиб близ села Водяное Донецкой Народной Республики.
Светлана Сонай-ооловна говорит, что в этом учебном году она совместно с учителями планирует открытие Парты Героя и мемориальной доски в память о сыновьях. «На похороны сыновей приходили их сослуживцы, и все они говорили о них только хорошее. Имир и Шолбан были смелыми, инициативными, верными служебному долгу военными. Сослуживцы Имира рассказывали, что он, будучи офицером и командиром, многих совсем юных и неопытных ребят возвращал обратно в Туву. Помню парня, который плакал на похоронах, Имир его не взял на задание, сказав, что тот молод, и вся его жизнь впереди, пошел сам. Это было то самое последнее задание, откуда сын не вышел. Имир многим спас жизни. Как бы мне тяжело ни было, я живу только их памятью, очень хочу увековечить память о них. Как только у меня появится материальная возможность, я обязательно это сделаю».
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.
