Сат Игорь Николаевич
Сат Игорь Николаевич
Сат Игорь Николаевич

23/02/1982—09/02/2023

рядовой, эвакуационная группа

Медаль «За Отвагу», медаль ЧВК «Вагнер» «W Проект 42174» (посмертно).

ВАЙБЕР
Место службы: ЧВК «Вагнер»

Зажгите свечу памяти

Свечу (чула) памяти зажгли раза

  • Отметка: ЧВК "Вагнер"
  • Добавлено: 18 ноября 2025 г. 14:47
  • Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
  • Просмотров: 6

ФИО

Сат Игорь Николаевич


Дата:

23/02/1982—09/02/2023


Место рождения:


Реставрация фотографий Героя

Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)

Сат Игорь Николаевич

Источник→

Сат Игорь Николаевич

Лицо→

Биография/очерк

Игорь Николаевич родился 23 февраля 1982 года в с. Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна Республики Тыва в дружной рабочей семье. Отец Николай Баазанович работал электриком, мама Доок-Кыс Кужугетовны – ветеринаром. Супруги вырастили двоих детей. Сыну отец дал имя Игорь в честь дяди – спорстмена и именитого борца национальной борьбы «Хуреш», мастера спорта СССР. А дочь назвали Айыраа. Игорь появился в семье необычно. Дело было так. Супруги долгое время не могли родить ребенка, тогда они попросили младшую сестру Доок-Кыс Кужугетовны отдать им младшего маленького сынишку на усыновление. Так бывает в тувинских семьях, когда родственники отдают бездетной родне на воспитание одного из своих детей. Супруги на Игоря не могли надышаться, любили его и лелеяли, а спустя шесть лет судьба подарила им дочь Айыру, но забрала маму. Через три года после рождения дочери Доок-Кыс Кужугетовна попала в автокатастрофу. Это было тяжелое время, которое им удалось пережить благодаря заботе и помощи Антонины Кужугетовны, родной матери Игоря. Она вместе с дочерями Инной и Айслу поселилась у них в доме и заменила осиротевшим детям маму.


Игорь учился в суг-аксынской средней школе, серьёзно увлекался шахматами, с удовольствием и азартом принимал участие в кожууных и республиканских соревнованиях. Практически всегда занимал призовые места и становился чемпионом шахматного турнира. После окончания 11 класса Игорь в 2000 году поступил СПТУ-1, чтобы получить специальность «электромонтер». После окончания техникума юноша планировал отслужить в армии, но во время учебы получил травму, в результате которой потерял один глаз, из-за чего его не взяли в армию.


«Первое время Игорь стеснялся стеклянного глаза, – вспоминает младшая сестра Айыраа Николаевна, – потом привык, но ходить на охоту перестал. Я помню, как он с друзьями и отцом собирался и уходил в тайгу, они всегда возвращались с добычей. И с рыбалки тоже приезжали с хорошим уловом. Маму я совсем не помню. Вместо неё нас растила её родная младшая сестра – Антонина Кужугетовна. Тётя работала на почте связистом, хозяйство у нас было маленькое, скот не держали, она готовила для нас еду, следила за тем, чтобы мы вовремя делали домашние задания. Отца не стало в 2000 году, умер из-за болезни. Он был очень добрым, любил нас, заботился, много работал. Так мы стали сиротами. Игорь на тот момент уже учился в училище в Кызыле, а меня забрала к себе старшая сестра мамы – Шораана Кужугетовна, она жила в селе Бора-Тайга. После этого я с братом не часто виделась. Помню, как мы на летние каникулы часто ездили на чабанскую стоянку к старшей сестре отца. Она держала коров, овец, коз, была одна лошадь. Там Игорь научился ездить верхом, после чего полюбил лошадей, научился пасти коров и овец, готовить сено, чистить кошары, в общем, научился многим мужским работам».


«Я практически с пеленок росла бок о бок с Игорем, Айыраа и Инной. Игорь очень любил рыбалку, часто он будил нас и мы в 6 утра шли пешком до реки Хемчик, чтобы удить карасей. В один из сезонов их было особенно много, на наших удочках было по 2-3 крючка и рыба ловилась на все сразу, – делится воспоминаниями о брате Айслу, – Игорь придумал для нас соревнование: кто быстрее поймает рыбу, тот освобождается от её чистки. Мы частенько ловили мальков и живьем проглатывали их или заворачивали в газету и бросали в костер, потом доставали и съедали. Еще мы ходили за облепихой, она росла далеко от села. Собранную облепиху продавали соседям, брат делил выручку, которая тут же тратилась в местном горпо. Я помню брата как очень бережливого человека. Он знал цену деньгам, знал, с каким трудом они достаются. С детства Игорь умел копить деньги. Обычные копилки в виде кошек и собачек не признавал, у него были свои тайники в доме, да в таких местах, где бы другой человек никогда не додумался хранить свои сбережения, – продолжает рассказ о брате сестра Айслу. – Мы с сестрой иногда любили попрыгать на кровати брата, у него была такая кровать с панцирной сеткой, на ней здорово прыгать, а чтобы не падать, опирались о стену, где висел ковёр. И вдруг почувствовали неровность. Так мы случайно обнаружили тайник брата. Когда мы приоткрыли ковер, на его оборотной стороне увидели множество пришитых кармашков. В двух или трех лежали деньги. Помню, как мы обрадовались своей находке, забрали все деньги и сразу побежали в местный магазин. Накупили сладостей и были очень счастливы! Потом, конечно, получили от брата “люлей”, но появился азарт. Мы часто после этого случая искали заначки брата, но он был очень изобретательным, больше нам ни разу не удавалось обнаружить его тайник».


После окончания училища Игорь несколько лет жил у тёти Ураны Валериевны в маленьком таежном селе Элдиг-Хеме, где помогал ей пасти скот. «Мы живем в труднодоступной горной местности в небольшом селе, вокруг которого тайга. Хлеб привозили из Чадана. Весной из-за наледи привоз хлеба прекращался. В эти дни мы жарили на масле лепешки. Однажды, весной, мой сын с дядей как обычно жарили лепешки, – рассказывает тётя Урана Валериевна, – тут Игорь вдруг бросил лепешку в сковороду издалека, масло выплеснулось  и загорелась поверх печки. Мы все всполошились, поднялось суматоха, не знали за что ухватиться и чем тушить огонь. Игорь схватил в руки первую попавшую на глаза вещь – мою половую тряпку и быстро потушил огонь. Я не знала, что он потушил огонь моей тряпкой (смеется). Долго не могла её найти, спустя время нашла тряпку на веранде за коробками, она была черная и с дырками».


Вернувшись в родное село, Игорь подрабатывал тем, что оказывал населению услуги электромонтера. Работа ему нравилась, ведь каждый раз, починив проводку или подключив электроэнергию к дому, он слышал слова благодарности от людей, которые его радовали и вдохновляли. «Он всегда всем с удовольствием  помогал и был отзывчивым человеком, – рассказывает сестра Айыраа Николаевна, – на одном месте надолго не задерживался. Какое-то время жил в Ак-Довураке, там познакомился с девушкой Арианой, но обосновались в Кызыле, прожили вместе недолго, примерно три года. У них родился сын Ай-Херел, сейчас он учится в 4 классе. Хороший, умный мальчик. Хоть Игорь с Арианой и разошлись, он продолжал общаться с сыном и помогал всем, чем мог, не оставлял его. Они частенько гуляли вместе по парку».


В 2019 году родные узнали, что Игорь попал в СИЗО, в те дни он гостевал у родственников в Чадане. Как так получилось, что спокойный и добродушный брат попал в нехорошее дело, сестра не знает. Через год его перевели в исправительное учреждение в Кызыл, а еще через год Игорь Сат, никому из родных ничего не сообщив, принял решение заключить контракт и отправиться на Специальную военную операцию, хотя, по словам сестры, ему до освобождения оставался всего лишь один год. О том, что брат на Украине, она узнала после его короткого звонка: Игорь сообщил, что находится на СВО и что позже еще раз позвонит. Пораженная новостью сестра ничего не успела сказать.


На спецоперацию Игорь Николаевич ушел в ноябре 2022 года. Так как из-за стеклянного глаза он не мог выполнять боевые задачи после учебных мероприятий его определили в эвакуационную группу. Это группа, которая занимается тем, что вытаскивает раненых солдат из-под огня противника и доставляет их в безопасную зону. Их еще называют «фронтовыми спасателями». Несмотря на то, что спасатели не принимают непосредственного участия в боях на передовой, они все равно находятся в зоне риска из-за регулярных минометных обстрелов и атак дронов. В декабре 2022 года Игорь еще раз связался с сестрой. Это был их последний разговор. Он пообещал сестре, что обязательно вернется.


В конце февраля 2023 года Айыре Николаевне сообщили по телефону, что её брат рядовой Игорь Сат в ходе боев за город Артемовск Донецкой Народной Республики погиб. В последнем бою, 9 февраля, он попал под обстрел и получил ранение в грудь многочисленными осколками, которые нанесли повреждения, несовместимые с жизнью. Эта весть потрясла девушку, она была уверена, что её брат через два-три месяца веренется домой.


«8 марта, утром, мы забрали гроб  с телом Игоря из криминального морга. На следующий день в клубе с. Чыраа-Бажы Дзун-Хемчикского кожууна состоялась панихида. Мы решили его похоронить там, потому что в этом селе много наших родственников, и на кладбище тоже выбрали место поближе к нашим усопшим родным. Это были первые похороны в Чыраа-Бажы с начала военной операции, – вспонимает Айыраа Николаевна, – приехали его друзья и одноклассники, а также все наши родственники.  Игорь отдал свою жизнь за Родину, за мирное небо. Мы будем всегда хранить в наших сердцах светлую память о нем».


Рядовой Сат Игорь Николаевич был награждён медалью «За отвагу» и медалью ЧВК «Вагнер» «W Проект 42174» посмертно.



В Элдиг-Хеме с тетей Ураной Валерьевной и племяником Алдын-Херелом



Игорь в костюме клоуна, с сестрами, племянниками и с дядей Тахир Бора-ооловичем1990г Сут-Холь



Игорь с отцом и сестрой 1994год с Сут-Холь



На охоте село Элдиг-Хем



С отцом и с бабушками, родственники со стороны отца. Сут-Холь 1994 г



С сыном 2018 г Кызыл



сын Ай-Херел с сестрами



 

Автор: Роланда Сандан

  • Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
  • Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

Отзывы