Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: ЧВК "Вагнер"
- Добавлено: 18 ноября 2025 г. 14:04
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 5
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Дамырак родился в городе Шагонаре, но семья его много лет прожила в селе Элегест Чеди-Хольского района. Отец Радик Кызыл-оолович родом из села Ийи-Тал Улуг-Хемского района. Мама Марина Палат-ооловна – элегестинская. Супруги – простые труженники, много лет проработали в совхозе имени Салчака Токи. Радик Кызыл-оолович – трактористом, а Марина Палат-ооловна – дояркой. Супруги родили и вырасти пятерых детей: четверых сыновей и единственную дочь, которую все очень любили. Маргарита родилась второй, после Дамырака, поэтому для трех братьев: Дамира, Дангырака и Дамды, она была не просто старшей сестрой, в отсутствие родителей, которые много работали, девочка заменяла маму, поэтому была строгой и требовательной.
«Когда Дамырак был маленький, мы ушли по делам, – рассказывает его мама Марина Палат-ооловна, – когда вернулись, увидели, что он, повторяя за отцом, побрился, только неудачно (улыбается), сбрил себе брови». Старший сын Дамырак с малых лет отличался мягким характером и добрым сердцем, в школе мальчик учился хорошо и ровно, родители от учителей слышали лишь похвалу в адрес прилежного поведения их сына. В школьные мероприятия его привлекали, если нужно было поставить танец, Дамырак хорошо двигался и чувствовал ритм. Однако больше его привлекал спорт, в особенности вольная борьба, которой он начал заниматься еще в 1 классе. Тренер Владимир Монгуш хвалил смышленого ученика, он его всячески поддерживал и даже оплачивал поездки на соревнования, когда родители не могли себе позволить такие расходы. В свободное время Дамырак играл с товарищами в футбол и волейбол, еще он был силён в подтягивании на турнике. Его сестра Маргарита вспоминает, что мальчики в классе были дружными и все вместе после учебы посещали спортивные кружки. От сверстников он отличался тем, что еще в юности мыслил, как взрослый, был рассудительным и думал о будущем. Будучи старшим ребенком в семье, он многие обязанности взял на себя, в холодное время года ходил в лес за дровами. Отец, возвратившись домой после работы, увидев старания сына, радовался. В летнее время Дамырак ездил вместе с отцом на поля, научился водить трактор, ремонтировать его, косить траву, заготавливать сено, в общем, был первым помощником отца и матери. В 2008 году Дамырак окончил 11 класс, он планировал поступить в вуз и в будущем стать либо учителем физкультуры, либо теренером по вольной борьбе. Но сдать вступительные экзамены не успел, его забрали в армию, однако через 3-4 месяца его отправили обратно из-за ухудшения здоровья.
С будущей женой Дамырак познакомился еще в школе. В старших классах из Балгазына приехала девочка Галина, она жила у родственников и училась в параллельном классе. Их отношения завязались быстро, в 2010 году они стали родителями, у них родилась девочка, которую назвали Риана. Нужно было содержать семью, поэтому с поступлением в университет молодому отцу пришлось распрощаться. Его мама Марина Палат-ооловна с добротой отнеслась в юной невестке, приняла её, как дочь. Некоторое время молодые жили в Элегесте, потом – на родине невесты, в Балгазыне. Дамырак подрабатывал везде, где можно. Одно время работал охранником в центре занятости Пий-Хемского района. Через 2 года, в 2012 году, у молодых появилась еще одна дочь, её они назвали Октаргай. Несмотря на все старания Дамырака, средств на содержание жены и двух дочерей хватало не всегда. Народ в селе жил бедно, работы с хорошей зарплатой было мало, а без образования и вовсе найти что-то достойное было сложно. Его сестра Маргарита Радиковна считает, что если бы брат с семьей остался жить в родном Элегесте, то ничего плохого бы не случилось – родственники супруги уговорили Дамырака взять на себя ответственность, в результате чего его отправили в исправительное учреждение на 5 лет. В 2014 году дочери Дамырака перебрались жить к бабушке. Марина Палат-ооловна растила их с малых лет. Мама Галина навещала девочек редко, иногда забирала на каникулы, но полностью заниматься дочерьми, растить и воспитывать их не могла, или не хотела... Строила свою личную жизнь. По крайней мере все эти годы она не претендовала на них. Да и девочки привыкли жить с бабушкой, они были одеты, обуты, накормлены и получали достаточно любви и заботы. Сейчас Риана и Октаргай живут с Маргаритой Радиковной, она собирает документы на оформление временного опекунства. «Девочки хорошие, равняюся на меня (улыбается), в школе учатся хорошо, – рассказывает Маргарита Радиковна, – Риана уже подросток, бойкая, мечтает работать в будущем либо в МЧС, либо в полиции, хочет поступать на юридический факультут. Октаргай еще не определилась, но я замечаю, что ей нравится всё, что связанно с красотой, может быть, станет визажистом».
В 2019 году Дамырак вернулся к родителям. Решив начать новую жизнь, Дамырак Радикович устроил на работу к частникам, которые держали пилораму. Позже его дальний родственник предложил ему поработать на его чабанской стоянке. Дамырак согласился. Тяжелой работы он не боялся, ему надо было помогать дочерям. Весной 2022 года он, занимаясь скотом на чабанской стоянке, каким-то образом завязал знакомство с сомнительными парнями, которое в итоге вылилось в нехорошее дело, за которое опять пришлось отвечать Дамыраку одному. «Я не знаю почему, но мой брат, видимо, из-за своего тихого характера попадал в такие ситуации и всегда брал вину на себя, остальные выходили сухими из воды, – говорит Маргарита Радиковна, – на этот раз его отправили отбывать наказание в Кемеровскую область. Срок ему дали около 4-х лет. В ноябре 2022 года он мне позвонил и сообщил, что собирается заключить контракт и уйти воевать. Хотел очистить своё имя. Родителей он не хотел беспокоить, да и вообще он всегда советовался во всем со мной. Я его отругала, сказала, чтобы даже не думал об отправке на СВО. В следующий раз Дамырак позвонил мне 9 февраля 2023 года, разговор был очень короткий, сказал, что в колонии работает, и зарплату может получать кто-то из родственников, предъявив паспорт. Я даже не подумала, что он от меня что-то скрывает, продиктовала ему данные своего паспорта, и на этом наш разговор закончился. Единственное, что меня удивило, это то, что брат говорил со мной на русском языке, а он по-русски очень плохо говорит. Это было странно. Потом 10 марта нам позвонил какой-то мужчина и сказал, что нужно получить зарплату за Дамырака, попросил приехать в Красноярск. Я находилась в декрете и мне не хотелось далеко ехать, но с другой стороны мне было жаль брата, ведь он работал, старался, поэтому 26 марта мы с мужем и братом Дамдыном отправились в Красноярск. Мы решили получить его зарплату и все вместе дальше отправиться в Кемерово, чтобы увидеться с Дамыраком, купить и занести ему необходимые вещи и продукты. Каково же было наше удивление, когда мы, приехав по указанному адресу, увидели огромную очередь, среди ожидающих было много тувинцев. Заняв очередь, я вышла посидеть на лавочке, рядом со мной присели две женщины, и уже из их разговора я поняла, что здесь получают зарплаты те, чьи мужчины находятся в зоне спецоперации. Мы были в шоке. Вернувшись в Туву, я не стала родителям ничего говорить, в сердце жила тревога за брата, и все время я ждала от него звонка. Дамырак не звонил, и в итоге, не выдержав напряжения, набравшись храбрости, я рассказала родителям всю правду. Мама в слёзы, у неё проблемы с давлением, поэтому мы стараемся беречь её. Через некоторое время мне снова позвонили, сказали приехать в Красноярск за очередной зарплатой. Этот звонок нас так обрадовал, ведь брат не звонил, и мы не знали, что с ним, а тут, раз ему платят зарплату, значит, он жив».
Однако ожидания не оправдались. Маргарита Радиковна на обратном пути в Кызыл еле сдерживала слезы, не хотела пугать маму, которая сидела рядом и ни о чем не подозревала. И хотя ей не сообщали о смерти брата, сердце было не на месте. Она чувствовала необъясниму тревогу, и не зря. Спустя несколько дней поступил звонок. Мужчина попросил к телефону маму, Маргарита попросила сообщить информацию ей, тогда и прозвучали страшные слова о том, что её брат Дамырак погиб по поле боя под Артемовском, 12 марта. Сообщить эту весть она матери не смогла, собрала для поддержки оставшихся братьев, и только тогда они сообщили родителям о том, что Дамырака больше нет. Тело рядового Оюна привезли в Туву 29 апреля 2023 года. В последний путь воина проводили 1 мая 2023 года, его похоронили в родном селе Элегесте Чеди-Хольского района. Он стал первым бойцом из Элегеста, погибшим в СВО, которого хоронили всем селом. На похороны приехали многочисленные родственники, одноклассники, друзья, представители администрации района. Родные сожалеют, что не знают, с кем Дамырак там воевал, кто бы мог рассказать о последних неделях, днях, минутах его жизни. Может быть, он был в своем подразделении единственным тувинцем? А может, их было несколько, но все погибли, ведь из тех кровопролитных и ожесточенных боев живыми вышли единицы.
Второй брат Дамир, узнав, что его страший брат погиб, тоже отправился на спецоперацию и находился там с ноября 2023 года. Был три раза ранен, сейчас находится на лечении.
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

