Ооржак Арсен Казак-оолович
Ооржак Арсен Казак-оолович
Ооржак Арсен Казак-оолович

"Рядком"

08/06/1978—10/03/2023

рядовой, снайпер

Медаль «За отвагу», знак «Черный крест» (посмертно).

ВАЙБЕР
Место службы: ЧВК «Вагнер»

Зажгите свечу памяти

Свечу (чула) памяти зажгли раза

  • Отметка: ЧВК "Вагнер"
  • Добавлено: 18 ноября 2025 г. 13:30
  • Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
  • Просмотров: 7

ФИО

Ооржак Арсен Казак-оолович


Дата:

08/06/1978—10/03/2023


Место рождения:


Реставрация фотографий Героя

Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)

Ооржак Арсен Казак-оолович

Источник→

Ооржак Арсен Казак-оолович

Лицо→

Биография/очерк

Арсен родился в теплый солнечный июньский день в Ак-Довураке первенцем супругов Ооржак. Отец Казак-оол Успунович, узнав о рождении сына, ликовал. Мама Зинаида Сандановна счастливо улыбалась, смотря на милое личико сынишки. Тогда они еще не знали, что станут многодетными родителями. После Арсена родились еще три сына и две дочери. Второй в семье появилась Шончалай, она стала помощницей матери и любимой сестрой. После неё друг за другом родились Артур, Чимис, Чингис и младшая сестренка Шенне, к сожалению, она умерла в 6-летнем возрасте, у малышки были проблемы с сердцем. Мама ушла из жизни в 1997 году, отец через пять лет – в 2002 году. Родителей братьям заменил Арсен, а после его гибели старшей в семье стала Шончалай Казак-ооловна, сейчас она живет и работает в селе Шекпээр Барун-Хемчикского района, воспитывает троих детей. Рядом с ней на соседней улице со своей семьей живет брат Артур, отец щести детей. Таким же многодетным отцом стал брат Чингис, он живет в Кызыле, работает охранником, воспитывает пятерых детей. Брат Чимис пока по количеству детей братьев не догнал, он отец троих детей. О братьях и родителях рассказала Шончалай Казак-ооловна: «Мы жили в Кызыл-Мажаалыке. Мама 25 лет проработала почтальоном, она была очень скромная, тихая, спокойная, никаких вредных привычек у неё не было. Я помню, у неё была медаль “Мать-героиня”. К сожалению, мама ушла из жизни рано, в 40 лет, скончалась от болезни, я тогда только закончила 11 класс. Отец был очень работящим, в советское время работал в совхозе, потом – в крестьянско-фермерском хозяйстве, даже был народным депутатом. Тогда у нас было большое хозяйство. Держали скот: коров, овец, куриц, свиней, большой огород. Родители были очень трудолюбивыми, нас тоже воспитывали в труде. Сколько себя помню, мы им всегда помогали и со скотом, и с огородом, и картофель высаживали в огромном поле. Помню, что тогда как раз строился Дворец культуры, там работали заключенные, Арсен постоянно к ним ходил, ему нравилось вместе с ними работать, помогать им. Родители за него боялись и постоянно его ругали, но он всё равно после школы иногда бегал туда, на стройку. У папы был трактор, на котором он работал, он часто брал с собой Арсена, тот очень любил ездить с отцом на поля, так научился водить трактор и ремонтировать его. Арсен был очень работящим, он, наверное, слово “лень” даже не знал».


Арсен был трудолюбивым не только в работе, но и в учёбе. Учителя хвалили его за успеваемость и за общительность. По словам сестры, брат был не просто разговорчивым, его иногда невозможно было заставить замолчать. Он был очень активным ребенком. Участвовал везде и всюду, куда только его не отправляли учителя. Он и пел, и танцевал, и стихи читал, и играл на баяне, мог легко исполнить женскую роль в школьной постановке. Сверстники за это его дразнили, но ему было нипочём. Только смеялся. Своими творческими способностями он пошел в отца. В спорте Арсен тоже был силён, играл в волейбол и баскетбол, но больше всего его увлекал футбол. Арсен состоял в футбольном клубе «Хемчик». У сестры до сих пор хранятся его многочисленные грамоты и награды. «Я помню еще один случай, это было 1 июня, в День защиты детей, маме как многодетной матери дали билеты на самолет, чтобы она смогла с детьми слетать в Кызыл и сводить нас в парк отдыха. Тогда в Кызыл-Мажаалыке работал аэропорт, и были регулярные авиарейсы, – рассказывает Шончалай Казак-ооловна, – но мы все почему-то испугались полета на самолете, только один Арсен не испугался. Они улетели и в этот же день вернулись. Брат тогда нам рассказывал, как покатался на каруселях и посмотрел большой город. Таким он был смелым и активным, по сравнению с ним мы были более пугливые и тихие. А когда мы переехали в Шекпээр в 1994 году, Арсен лично построил там, на пустыре, футбольное поле, оно до сих пор здесь есть, и местные детишки на нём гоняют мяч».


После смерти мамы, а потом и отца ответственность за сестру и братьев взял на себя Арсен – как старший брат. Шончалай Казак-ооловна вспоминает, что в те годы он трудился на нескольких работах и по несколько дней не приходил домой. После окончания 11 класса Арсен поступить никуда не успел, его забрали в армию. Матери не стало, когда он заканчивал срочную службу. Вернувшись из армии, он сразу пошел работать, чтобы помогать отцу, а после смерти отца стал старшим в семье. Конечно, речи о поступлении в университет и учёбе не было, хотя из всех детей он был самым способным. Спустя несколько лет он все-таки уехал в Кызыл, чтобы получить рабочую специальность, к тому времени Шончалай Казак-ооловна уже повзрослела и осталась присматривать за младшими. В Кызыле Арсен Казак-оолович встретил свою будущую жену Веру Болат-ооловну.


«С Арсеном мы познакомились на дне рождения моей подруги, он был её братом, – рассказывает Вера Болат-ооловна, – потом я узнала, что моя подруга настоятельно рекомендовала брату присмотреться ко мне (улыбается). Он за мной ухаживал, познакомил со своими родными, в 1999 году у нас родился сын Субудай, а в 2000 году мы сыграли свадьбу. Обосновались мы в моем родном селе, в Бурен-Бай-Хааке, в доме моих родителей. Он работал в буренском доме-интернате и еще помогал моим родителям со скотом, они держали чабанскую стоянку. Арсен был очень работящим, добрым, понимающим и заботливым мужем. О своем первенце Арсен заботился больше, чем я, был таким заботливым и внимательным, сам кормил, пеленал, стирал ползунки, играл и укладывал спать. В 2008 году у нас родился второй сын Найыр, помню, как Арсен был счастлив рождению еще одного сына. Он был замечательным мужем и папой. Никогда не ругал детей, просто разговаривал с ними и всё объяснял. Говорил, какими должны быть настоящие мужчины, как должны себя вести, как нужно относиться к другим людям. Арсен же футболист, поэтому периодически он уезжал на турниры, хотел и сыновей обучить футболу, но у нас в селе не было футбольного поля. Сыновья больше интересовались волейболом. Старший сын Субудай уже отец двоих детей, хочет продолжить дело отца, заниматься строительством и техникой, сам он специалист по пожарной безопасности. Найыр – студент Кызылского политехнического техникума, учится на автомеханика, учится там же, где и его отец когда-то учился. После школы-интерната Арсен открыл аратско-крестьянское хозяйство, держал крупный и мелкий рогатый скот, у него был трактор, он заготавливал сено не только для своего хозяйства, но и помогал родственникам и односельчанам. Был активным участником сельских мероприятий, то есть всегда помогал, чем мог, часто выступал спонсором. Щедрым был и в помощи, если просили, и даже когда не просили – никогда не отказывал».


Всё складывалось у супругов хорошо, работали, растили детей, пока не случилось событие, которое изменило их жизнь. По словам сестры Шончалай Казак-ооловны, случился конфликт с молодыми парнями, которые распивали алкоголь на рабочем месте. Он им сделал замечание, те в ответ, слово за слово и случилась потасовка. Арсен Казак-оолович пришел в полицию сам, с повинной. В 2022 году Арсен принял решение заключить контракт и отправиться на Специальную военную операцию. Никто не смог его переубедить. «Он решил, что должен заработать денег и помочь младшему брату с проведением свадьбы, – рассказывает Шончалай Казак-ооловна, – пока его не было рядом с нами, Артур и Чингис женились, я помогала им с организацией свадеб как старшая. А тут Арсен заупрямился, сказал, что и он теперь должен как старший выполнить свой долг и женить брата. Вот поэтому и ушел на СВО. Видимо, был уверен, что с ним ничего не случится и что вернется живым. Тем более, что в армии он обучался в школе снайперов, это, наверное, ему тоже придавало уверенности».


«Когда Арсен мне сказал о том, что собирается заключить контракт, я была поражена, ведь ему до окончания срока оставалось совсем немного, где-то полтора года, – рассказывает Вера Болат-ооловна, – он сказал, что ему нужно поскорее вернуться домой, заниматься скотом, что нужно построить дом младшему сыну. Арсен понимал, что война – это не игра, но в душе верил в то, что останется живым. Кроме того, он хотел внести и свой вклад в победу, хотел, чтобы сыновья им гордились».


Арсен Ооржак уехал на СВО осенью 2022 года. Шончалай Казак-ооловна со слов сослуживцев знает, что брат был ранен в шею осколком и лечился в госпитале, после которого снова отправился на передовую. Они хвалили его за дружелюбие и трудолюбие, за храбрость и смелость. О том, что Арсен погиб, Шончалай Казак-ооловна узнала от Веры Болат-ооловны. О смерти Арсена стало известно в день его рождения – 8 марта. Рядовой Ооржак погиб под Артемовском, его похоронили на «Аллее Славы» в Кызыле, он полностью очистил своё имя, проявив бесстрашие и твердость духа на поле боя. Светлая память о нём будет вечно жить в сердцах любимых людей и односельчан, а также всех, кто его знал.




в молодости



Автор: Роланда Сандан

  • Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
  • Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

Отзывы