Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: Военнослужащий
- Добавлено: 18 ноября 2025 г. 13:18
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 5
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Айдыс родился в селе, переименованном из Кок-Терека в Алдан-Маадыр в память о восстании 60-ти богатырей. Вернее, «алдан дургун» – так изначально называли национально-освободительное движение, одно из наиболее крупных наступлений в истории тувинского национально-освободительного движения против маньчжуро-китайской власти. В 2025 году исполняется 142 года этому историческому событию. Славному потомку Айдысу Ооржаку сослуживцы дали позывной «Дургун», как бы напоминая о том, что подвиг 60-ти богатырей не забыт.
Его родители Олег Бады-Нараевич и Таисья Олзей-ооловна родом из Алдан-Маадыра, где они выросли, создали семью и воспитали троих детей: Олесю, Эреса и Айдыса. Олег Бады-Нараевич всю жизнь работал строителем и мастером по изготовлению деревянных изделий. Этому ремеслу он обучился у отца – знатного строителя. Первый свой «аптара» (сундук) Олег изготовил под чутким руководством отца еще в 8 классе. Некоторое время Олег Бады-Нараевич работал в школе учителем труда, а также художником-оформителем в Доме культуры села. Сейчас он собирается открыть свою столярную мастерскую по изготовлению деревянной мебели, бытовой утвари, элементов традиционной юрты и так далее. Еще Олег Бады-Нараевич научил сына рыбачить. Как только появлялась возможность, отец садил сына на спину и отправлялся с удочкой к реке. Таисья Олзей-ооловна всю жизнь проработала в школе, наводила чистоту и порядок в помещениях, растила детей и занималась домашними делами. Позже она открыла в школе буфет, где сама готовила еду для детей. Супруги держали крупный рогатый скот, некоторое время разводили свиней, много внимания и сил требовали большой огород и картофельное поле. Когда дети подросли, то стали первыми помощниками родителей. Мальчики присматривали за коровами, а мама с дочерью ухаживали за огородом. На картофельное поле выходили все вместе.
«Дети росли трудолюбивыми, мы их не заставляли, они брали пример с нас, – вспоминает Олег Бады-Нараевич, – смотрели на нас и повторяли. Младший сын Айдыс очень любил чистоту и порядок, дома всегда было убрано, одежда постирана и выглажена. Став взрослым, он остался таким же чистоплотным, в его доме никогда не было беспорядка. Акушерки после рождения сына говорили, что он будет резким и вспыльчивым, потому что во время кесарева сечения его чуть-чуть задел скальпель. Следа от пореза я у сына не нашел, но вспыльчивость в характере со временем у него проявилась. Зато отношение к людям у него было мягким и приятным. Обращаясь к старшим, он обязательно добавлял “угбай”, “даай-авай”, “акый”. Со старшим братом и сестрой у Айдыса были доверительные и близкие отношения. Он им не перечил, прислушивался к советам, учитывал замечания, как и полагается младшему по возрасту. В школе у Айдыса проявился комический талант. Оказалось, что он обладает хорошим чувством юмора и умеет смешить людей. Первыми поклонниками и зрителями стали одноклассники. Они даже дали ему прозвище Петросян (смеется). Я об этом узнал случайно, когда повстречал его одноклассника. Тот у меня спросил: “Петросян кайда ам, акый?” (“Где сейчас Петросян?”). Я так удивился (смеется). Айдыс был позитивным человеком, не любил скуку и грусть, поэтому если видел что кто-то в плохом настроении или опечален, то сразу же старался его развеселить. И у него это отлично получалось».
В школе Айдыс учился средне, легче всего ему давались точные науки: алгебра, физика, геометрия. Еще он хорошо играл в шахматы, как отец и дедушка. Побеждал в сельских и районных шахматных турнирах. Игровые виды спорта его не интересовали, но, если бы в селе была секция по боксу, то он с удовольствием бы ходил туда. Став взрослым, он говорил отцу: «Посмотри на мой кулак. С такими кулаками я бы стал отличным боксером». И действительно, удар и без занятий боксом у него был отменным. Однажды он в лёгкую раскидал трех здоровенных парней, которые пристали к нему на улице. Айдыс обожал лошадей: в летнее время он вместе с братом ездил на чабанскую стоянку бабушки и дедушки – родителей мамы, там и научился ездить верхом и ухаживать за скотом. Не пропускал скачки, был ярым болельщиком.
После окончания в 2011 году 11 класса Айдыс отправился в армию. Срочную службу проходил в Хабаровском крае, в Комсомольске-на-Амуре, в воинской части 55892. Служил добросовестно, родителям пришло благодарственное письмо от командования. Вернувшись из армии, юноша поступил в СПТУ-1 г. Кызыла на специальность «токарь». Получив диплом, он вернулся в родное село, где занялся уходом за родительским скотом. На тот момент родители разошлись, а спустя некоторое время у Айдыса появилась мачеха Урана Шокаевна. Интересно, что Олег и Урана – одноклассники. Неожиданным образом судьба свела их, когда они остались в одиночестве. С тех пор держатся вместе. Дети Олега Бады-Нараевича восприняли изменения в жизни отца спокойно.
Когда Айдыс вернулся из армии, он познакомился с Айзой, она тоже из села Алдан-Маадыр, но была младше его на два года, поэтому близкие отношения между ними появились, когда оба повзрослели. В 2013 году у молодых родилась дочь Дарина, через шесть лет судьба одарила их сыном. Его супруги назвали Ильей. Айдыс и Айза несколько лет жили в родительском доме, а затем перебрались в столицу республики. Третий сын Ай-Маадыр родился через месяц после смерти отца. В декабре 2023 года. Айдыс Олегович тогда уже воевал на полях Специальной военной операции, говорил, что когда приедет в отпуск перед Новым годом, обязательно официально распишется с матерью своих детей и лично встретит младшего из роддома.
«Ай-Маадыра сын не увидел, а он родился очень на него похожим, – рассказывает Олег Бады-Нараевич, – его имя тоже не простое. Ай – это часть имен Айзы и Айдыса, а Маадыр – “герой”, это про Айдыса, он же герой СВО, так вот и образовалось имя младшего внука. Внучок даже хмурится, как Айдыс (улыбается). Сын был хорошим отцом, он очень любил и детей, и жену. Со старшим Ильей любил ходить на рыбалку: посадит его на спину и уходит к Хемчику, как когда-то я водил его на рыбалку. Дочь Дарину растил, как маленькую принцессу».
В мае 2023 года отец узнал, что сын заключил контракт с 55-ой мотострелковой бригадой, прошел учебку и уже вылетает в зону боевых действий. Провожали всей родней, отец супруги зарезал барана и передал наваристый суп с отварным мясом и «изиг-ханом» в воинскую часть, чтобы ребята и Айдыс перед отправкой отведали тувинской баранины.
Перед каждым заходом на передовую он звонил жене и отцу, предупреждал, что некоторое время будет вне зоны доступа. Последний раз Айдыс позвонил 17 октября, в этот же день при выполнении боевого задания он и его сослуживцы погибли. «Его друзья-сослуживцы рассказывали про Айдыса только самое хорошее, хвалили его, – вспоминает супруга отца Урана Шокаевна, она появилась в жизни Айдыса, когда тот был подростком, но сумела выстроить теплые отношения. Айдыс называл её “авай” (мама). – Когда Айдыса наградили медалью “За воинскую доблесть”, он купил барана, разделал его и накормил всех своих ребят. Так радовался и гордился. Он вообще был в их отделении, наверное, единственным, кто умел разделывать тушу. Ребята рассказывали, что он как-то даже завалил и лихо разделал бычка, которого они купили в складчину».
Олег Бады-Нараевич с гордостью рассказывает о сыне, который смелостью и храбростью заслужил авторитет среди своих боевых товарищей. Когда Айдыс пропал, несколько дней родные жили в неведении и надежде, что он жив. Однако вскоре пришло официальное уведомление о том, что Айдыс Ооржак погиб. Его удалось быстро опознать благодаря тому, что в кармане нашли документы.
17 ноября 2023 года ефрейтора Ооржака Айдыса Олеговича проводили в последний путь. Его похоронили в родной земле села Алдан-Маадыр. Попрощаться с героем пришли многочисленные родственники, друзья, одноклассники. Жители села, несмотря на морозный вечер, встречали воина, выстроившись в «живой коридор».
В апреле 2025 года Олег Бады-Нараевич провел шахматный турнир в память о сыне. А годом ранее он без чьей либо помощи соорудил на перекрестке при въезде в Алдан-Маадыр сооружение под баннер. На баннере – фотография ефрейтора Айдыса Ооржака, краткие сведения о нем и трогательное стихотворение, написанное отцом. Олег Бады-Нараевич еще в юности открыл в себе поэтический дар. Первое стихотворение он написал про стул и шкаф, выброшенные на свалку, их он увидел во время выпаса коров, потом на долгие годы он забыл о поэзии. Вдохновение вернулось в 2022 году, когда началась СВО и в Туву начали привозить первых погибших. Сегодня у Олега Бады-Нараевича накопилось стихов на целый сборник, который он мечтает выпустить в ближайшее время. В следующем году Олег Бады-Нараевич планирует установить памятник на могиле сына. В этом деле он надеется на помощь невестки и родных. «Память о герое Айдысе Ооржаке должна остаться в памяти тувинского народа!» – говорит отец.
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

