Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: ЧВК "Вагнер"
- Добавлено: 18 ноября 2025 г. 12:57
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 3
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Айдын родился в Чадане, но вырос в селе Чыраа-Бажы, откуда родом были его мама Олзеймаа Хокпалдаевна и отец Омак Далбыгырович. Родители учились в одной школе, но в разных классах. Омак старше Олзеймы на три года. До его ухода в армию они были просто знакомыми, которые жили по соседству и иногда пересекались на улице в общих играх. Близкие отношения начались, когда Омак вернулся домой, отслужив в рядах Советской армии. У супругов родилось четверо детей: Айдын, Чимис, Херел и Ондар-оол. Младшего назвали в честь дедушки, чье имя стало фамилией, а также в честь одного героя из книги, которую так любил читать глава семейства Омак Далбыгырович.
Дочь Чимис после окончания Кызылского педагогического колледжа живет с семьей в Туране, где занимается своим делом, воспитывает двоих детей. Сын Херел после окончания торгового колледжа г. Благовещенска перебрался жить в Санкт-Петербург, где работает и живет вместе с супругой и двумя детьми. Младший Ондар-оол учится в Новосибирске – в речном колледже на судоводителя, после окончания третьего курса проходит практику в Москве. Учеба ему очень нравится, поэтому в будущем он хочет работать по профессии.
«Ондар-оол очень любит ремонтировать и мастерить, поэтому неудивительно, что он выбрал такую профессию, ведь их там учат не только водить судно, но и разбираться в его строении, уметь ремонтировать. Старший сын Айдын – настоящий лидер по своему характеру. С малых лет он умел притянуть к себе внимание и стать сердцем и душой любой компании, – с улыбкой рассказывает о детях мама Олзеймаа Хокпалдаевна, – я не помню среди наших родственников такого шустрого, смышлёного и общительного человека, как мой сын Айдын. Он знал всех дядей и тетушек, двоюродных братьев и сестер, со всеми был вежлив и добр, всем помогал, чем снискал всеобщую любовь и уважение. Старикам покупал хлеб, маленьким – конфеты. До сих пор на улице старики, встречая меня, обязательно говорят о сыне, о том, каким он был хорошим и добрым. И это действительно так. Он помогал не только родственникам, но и просто односельчанам, особенно старикам. Пенсии маленькие, не всегда хватает, чтобы дожить до следующей, так Айдын всегда если об этом узнавал, то покупал продукты или давал деньги. Поэтому его и стар, и млад в селе очень любили и уважали».
Можно сказать, что половина села Чыраа-Бажы – родня. Олзеймаа Хокпалдаевна и Омак Далбыгырович оба из многодетных семей. Олзеймаа – восьмая из десяти детей, а Омак – один из восьми детей. И почти все остались жить в Чыраа-Бажы.
«Так как Айдын – старший ребенок в семье, его детство было наполнено ответственностью, он присматривал за младшими и домом, когда мы с мужем уходили на работу. В 3 годика он оставался дома, не капризничал, не плакал, не озорничал, терпеливо ждал нас. Когда сыну было 4 года, родилась сестренка, уже тогда он любил за ней присматривать: сядет рядом и ладошкой тихо похлопывает, так он её убаюкивал. Ходил в магазин за хлебом. А в 5 лет стал нашим помощником, был шустрым и сообразительным, – рассказывает мама. – Когда родился Ондар-оол, Айдыну было 13 лет, он стал его любимым старшим братом, везде и всюду брал братика с собой (улыбается). Тот любил кататься у него на спине. Один раз, помню, он самостоятельно на попутках добрался до Чадана, купил велосипед и на нем приехал в село. Велосипед подарил братьям. В детский сад Айдын не захотел идти, ему дома было хорошо, а когда началась учеба в школе, то также ответственно относился и к урокам, и к выполнению домашних заданий. Учился сын хорошо. Его – активного и веселого ученика – привлекали во многие школьные мероприятия, он часто играл в интермедиях, был ведущим, на родительских собраниях я ни разу не слышала жалоб, только похвалы».
Среди своих друзей Айдын занимал лидирующую позицию, они сами к нему тянулись благодаря его дружелюбию и отличному чувству юмора. Еще в старших классах юноша рассказывал матери о своей мечте стать хирургом, Олзеймаа Хокпалдаевна с сожалением говорит, что сыну не удалось осуществить мечту. Она считает, что из него получился бы отличный хирург: он был смелым и сострадательным. После окончания в 2009 году 9 класса поступил в техникум села Балгазын, но через несколько месяцев мама его забрала, она побоялась, что местные ребята могут плохо повлиять на сына. В 2010 году Айдына забрали в армию. Срочную службу парень проходил в селе Бабстово Еврейской автономной области, в 69-й отдельной Свирско-Померанской Краснознамённой ордена Красной Звезды, Амурской казачьей бригаде прикрытия. Вернулся оттуда через год в звании сержанта, что говорит о том, что службу Ондар проходил отлично.
«В 2010 году, когда я была студенткой, мне позвонили с незнакомого номера, я трубку не взяла, потому что шли занятия. Перезвонила вечером, после пар, на том конце провода ответил такой веселый и общительный парень, что наш первый разговор стал началом долгой переписки, – вспоминает супруга Аржаана Александровна. – В 2011 году Айдын вернулся из армии и сразу приехал знакомиться к моим родителям, с тех пор мы вместе. Он устроился на работу, у меня оставался последний курс учебы, постепенно жизнь налаживалась, все было хорошо. Айдын оказался очень трудолюбивым и ответственным человеком, он настолько любил меня и наших детей, делал всё ради нас. Я даже не знаю таких же, как он, мужей и отцов, которые так были преданы своей семье. Он был общительным, чистоплотным, любил помогать людям. Душа в душу мы прожили 12 лет, с детьми очень любим вспоминать о папе, наши воспоминания светлые, добрые и веселые, ведь он был очень позитивным человеком. Наш младший сын Данчыыр очень похож на отца и внешне, и характером. Нам его очень не хватает».
В счастливом браке с Аржааной Александровной родилось четверо детей: Дамдын, Даваа-Доржу, Айласат и Данчыыр. С первым ребенком супругов постигло несчастье: во время родов, как считает Олзеймаа Хокпалдаевна, по вине врачей ребенок получил травму, из-за чего стал инвалидом. Чтобы улучшить состояние сына, супруги даже переехали в Абакан, где было, как им казалось, больше возможностей. До 2019 года семья Ондар жила в Чыраа-Бажы, первые трое детей родились там, младший – в Абакане. Айдыну и Аржаане часто приходилось ездить в Кызыл для прохождения лечебных курсов. Супруга не работала, занималась детьми, а Айдын работал охранником в спортивной школе, затем – в общеобразовательной школе, потом ездил на работу вахтовым методом, в общем, никогда не сидел без дела, работал не покладая рук, лишь бы его семья ни в чем не нуждалась. В настоящее время, несмотря на горе и то, что с четырьмя детьми Аржаане Александровне приходится справляться одной, она параллельно учится в медучилище на фельдшера.
В сентябре 2021 года семью постигло несчастье: Олзеймаа Хокпалдаевна уверена, что её сына подставили, но правды им добиться не удалось. Через год, в ноябре 2022 года, Айдын Омакович принял серьезное решение – заключить контракт с ЧВК «Вагнер» и отправиться на Специальную военную операцию. О своем решении он никому не сообщил, поставил в известность лишь тогда, когда контракт был подписан. Это решение было принято им, по словам матери, ради будущего семьи, он не хотел мириться со своим положением. Мужчину, прошедшего армию и имеющего звание, взяли сразу. Первый и последний раз Айдын звонил в феврале 2023 года.
«Когда сын получил контузию, мне приснился сон, – вспоминает Олзеймаа Хокпалдаевна, – он кричал, что получил контузию, это меня напугало. А на следующий день я сама начала плохо слышать, думала, что это связано с простудой, но на самом деле, я думаю, что вместе с ним проходила ту боль, которую он испытывал после контузии. А когда сын внезапно наконец-то позвонил мне, слух появился».
До окончания контракта Айдын Омакович не дожил всего четыре дня. 8 июня его должны были отпустить домой, к семье, по которой он сильно соскучился. Родные готовились к его встрече. Супруга с детьми приехала в Чыраа-Бажы, зная, что Айдын захочет поскорее увидеть мать. А когда 8 числа он не вышел на связь – все забеспокоились. Шли дни, Айдын не приезжал, не звонил, не писал. Супруга и мать не могли добиться никакой информации. Куда бы ни обращались – глухо, пока 24 июня им не позвонил представитель ЧВК «Вагнер» и не сообщил прискорбную весть о том, что сержант Айдын Ондар, выполняя воинский долг, 4 июня погиб смертью храбрых под Артемовском.
Услышав эти слова, Олзеймаа Хокпалдаевна впала в ступор, в ушах стоял звон, а в голове – пустота. Она не могла поверить, что её любимого сына нет. «Я передала трубку невестке, дальше разговаривала она, бедная, как ей было тяжело, но она до конца выслушала все, что ей сказали, а после уже расплакалась… Спустя несколько месяцев к нам приехал его сослуживец, он очень много рассказал о том, как там служил мой сын. Говорил, что Айдын был командиром, его все уважали, любили и ценили. Он был грамотным, бесстрашным и очень умным. К выполнению любого задания подходил с умом, берег солдат и стремился к результату».
Сержанта Ондара Айдына Олеговича проводили со всеми воинскими почестями в родном селе Чыраа-Бажы. Обладателя многочисленных наград за выполнение многих боевых задач в самых кровопролитных боях провожали всем селом. Память о нем останется в ратной истории Тувы, а имя героя останется в памяти родных и односельчан!
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

