Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: Военнослужащий
- Добавлено: 18 ноября 2025 г. 12:44
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 3
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Ян родился в Шагонаре, на родине родителей. Мама Вера Валерьевна и отец Шолбан Самдылаевич родом с Улуг-Хема. Они познакомились в больнице, где Вера Валерьевна работала санитаркой в детском отделении. После нескольких месяцев ухаживаний девушка решила, что Шолбан – хороший парень, с которым можно построить семью. Через год у молодых родился сын – копия отца. Первенца супруги назвали Яном. Первое время Вера и Шолбан жили у родителей мужа – в Хайыракане.
«Сын в детстве был очень спокойным, вел себя, как маленький настоящий мужчина, рассуждал, как взрослый, был смышлёным и умным, – рассказывает Вера Валерьевна, – когда сыну исполнился год, я вышла на работу, с ребенком сидел муж, ухаживал за ним. Но семейная жизнь не сложилась: мы разошлись с Шолбаном, потому что мне не понравилось его отношение к моему старшему сыну Салгалу, он всего на три года старше Яна. Супруг был слишком строгий и требовательный к нему».
Растить сыновей помогали родители и многочисленные братья и сестры. Вера Валерьевна из многодетной семьи. Ян рос всеобщим любимцем, так как был общительным и добрым ребёнком. Когда он достиг школьного возраста, Вера Валерьевна решила отдать его в ийи-талскую школу-интернат, где уже учился её старший сын. Это были сложные для неё годы, поэтому она решила, что детям там будет лучше. Во время каникул сыновья приезжали домой, и тогда Вера Валерьевна старалась дать им всю свою материнскую любовь и ласку. А когда жизненная ситуация улучшилась, сыновья уже не захотели покидать одноклассников и учителей, к которым так привыкли.
«Сын учился хорошо, он оказался способным мальчиком, учителя его хвалили, дома до сих пор хранятся его грамоты и медали, – рассказывает Вера Валерьевна, – участвовал в соревнованиях по легкой атлетике, кроссу, хурешу. Отлично играл в шахматы, всегда занимал 1-2 места в турнирах. Был активным участником и творческих мероприятий. Был победителем в республиканском конкурсе “Мы и дорога” в номинации “декоративно-прикладное творчество”, посвященном 80-летию ГИБДД-МВД России».
В 2004 году Вера Валерьевна создала семью с Василием Алексеевичем, в браке с которым у них родилось еще трое детей: Айыс, Любовь и Монлам. Василия Алексеевича не стало в 2016 году после непродолжительной болезни. Когда родились младшие дети, Вера Валерьевна смогла получить комнату в общежитии, что позволило ей Любовь и Монлам не отправлять в школу-интернат, а записать в шагонарскую школу.
Ян был заботливым братом не только для родных братьев и сестер, но и для двоюродных. В свободное время он любил бывать в гостях у тетушек и дядюшек, с удовольствием исполняя их просьбы и поручения.
«Ян вырос на моих глазах. Помню его таким милым малышом: разговорчивым, добрым, он всегда с уважением относился к старшим и с заботой – к младшим, – делится воспоминаниями двоюродная сестра Диана, – у него были золотые руки, с юных лет он сам, смотря на то, как работают дяди, научился многому. Ян часто приходил к нам, чтобы помочь по хозяйству. Мой папа всегда хвалил его и говорил, что у его сестры растет замечательный сын. Он даже хотел его к себе забрать, сделать его своим сыном, но не стал, тетя Вера, как бы ей трудно не жилось, очень любила своих детей. Братик даже разговаривал по-особенному, рассуждал, как умудренный опытом старец, после его слов мы всегда задумывались и потом понимали, что он прав. Он был таким добрым, никогда не забуду его лучезарную улыбку, при встречах он всегда спрашивал о здоровье моей мамы, о том, как дела у моих братьев и сестренок, всегда желал здоровья и благополучия. А как он любил Туву! Её тайгу, реки, озера! Его сердце было настолько добрым, что он никогда и никому не желал зла. Он даже насекомых никогда не убивал, бережно ловил их и выносил из дома. Когда наступила война, мой брат не смог оставаться в стороне, для него это было неправильно, поэтому он, ничего не сказав своим родным, ушел туда. Мне так жаль, что Ян прожил так мало, так много не увидел в этой жизни, которую так любил. Я знаю, что он там, на СВО, был храбрым бойцом и верным товарищем. Ян – наш герой!».
После окончания 9 класса Ян поступил в Тувинский политехнический техникум на специальность «программист», который окончил в 2020 году. Хотя на самом деле юноша мечтал стать врачом. Вера Валерьевна сожалеет о том, что не смогла помочь сыну отправиться за переделы республики, чтобы он имел возможность поступить в медицинский вуз. Она говорит, что если бы Ян смог окончить медицинский, то из него получился бы очень хороший хирург или стоматолог.
Три года обучения в техникуме пролетели быстро. За это время он проявил себя как активный студент, который неоднократно успешно защищал честь учебного заведения в различных соревнованиях, в том числе и на шахматных турнирах.
После получения диплома Ян отправился в армию, перед этим он, ничего не сказав матери, поменял фамилию отца Орустаан на фамилию матери. Так он стал Ян Намчыл. Срочную службу юношу отправили отбывать в Приморский край, где через полгода он заключил военный контракт. И опять же о своем решении никому не сообщил. Мама узнала об этом, только увидев его фотографию на личной странице в социальной сети.
«Ян всегда говорил, что обязательно пойдет служить в армию, не будет скрываться или пытаться откосить, – вспоминает Вера Валерьевна, – он считал, что служба в армии – это долг каждого уважающего себя мужчины».
За два года контрактной службы Ян ни разу не приезжал в родной край, но регулярно звонил родным и уверял их в том, что у него все хорошо. Когда началась Специальная военная операция, Ян тоже не сообщил родным, что его направили в зону боевых действий. Они узнали об этом, случайно увидев его фотографию, где он был вместе с сослуживцами и явно находился где-то там, где идет война. Обеспокоенная мать позвонила сыну.
«Когда началась война, я сразу созвонилась с сыном и спросила его о том, будут ли его туда отправлять, он меня успокоил, сказал, что будет служить в части, а на СВО его не отправят, – говорит Вера Валерьевна. – О том, что он там, мы узнали где-то в мае 2022 года. Он всегда был скрытным, не хотел, чтобы я за него переживала и беспокоилась».
Когда Ян получил ранение, он, конечно же, об этом родным не сообщил. Если бы не его друг, то Вера Валерьевна, наверное, так и не узнала о том, что сын лежит в госпитале. В апреле 2023 года Ян Шолбанович приехал в Туву на период реабилитации. Он немного хромал, осколок попал в бедренную часть ноги, врачи его извлекли, но болезненность осталась. Дома парень провел месяц. О том, что он делает на СВО, как воюет, мужчина матери не рассказывал, но делился некоторыми историями с братьями.
«Три года не видела сына, даже не знала, когда он приедет, – он всегда приезжал неожиданно, никогда не предупреждал, ему нравилось превращать свои приезды в сюрпризы. Мы смотрели телевизор, когда внезапно зашел сын, я чуть в обморок не упала (смеется). Обнимались, целовались, не могли нарадоваться. Сын мне привез букет цветов, купил для дома телевизор, младшим братьям и сестрам – подарки и сладости».
В следующий раз Ян приехал в короткий отпуск в июне 2023 года. Тогда Вера Валерьевна попыталась его уговорить остаться, ведь он уже достаточно повоевал, выполнил свой долг, но в ответ лишь услышала: «Мама, как я могу остаться? Там меня ребята ждут, они тоже хотят съездить домой, увидеть родных и близких, подышать нашим чистым воздухом, попить нашу чистейшую воду. Не могу!».
Тогда Вера Валерьевна поняла, что сын уже взрослый, и он будет поступать так, как считает нужным, а ей лишь остается за него молиться. В сентябре 2023 года он снова приехал в отпуск на 10 дней. Все его приезды для Веры Валерьевны были неожиданностью. И всегда Ян приезжал с гостинцами и подарками. Вскоре уехал обратно. Последний раз родные разговаривали с ним по телефону 28 сентября. А потом сын пропал. Сначала матери говорили, что сын попал в плен, потом ему присвоили статус без вести пропавшего. Целый год безутешная мать пыталась найти хоть какую-нибудь информацию о сыне. Наконец, 12 апреля 2025 года позвонили из военной части и сообщили, что тело Яна нашлось.
«Его друзья-сослуживцы потом нам рассказывали, что Ян был очень смелым, и его все любили и уважали, – вспоминает Вера Валерьевна, – следил за порядком, разрешал споры, за что командиры его тоже уважали. Один его друг, русский парень, который долго находился в плену, рассказал нам, как погиб мой сын. Когда они находились то ли в окопе, то ли в блиндаже, их окружили украинцы, парни выбежали, а мой сын сам себя подорвал гранатой, не захотел сдаваться в плен».
Согласно документам, ефрейтор Ян Намчыл погиб 14 октября 2023 года близ села Старомайорское ДНР. За его героический поступок и смелость он был награжден Орденом Мужества посмертно. Ян Шолбанович не успел жениться и оставить после себя детей, но оставил после себя добрую и славную память, как истинный сын Тувы.
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

