Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: ЧВК "Вагнер"
- Добавлено: 18 ноября 2025 г. 12:20
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 10
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Кан-Демир получил это имя, уже будучи взрослым. При рождении родители дали ему имя Евгений. Он родился в Кызыле долгожданным первенцем в молодой семье. Мама Уран Сюр-ооловна родом из села Суг-Бажы, отец Валерий Чылгын-оолович – из Чаа-Хольского района. Судьба их свела в Кызыле, когда оба были студентами сельскохозяйственного техникума. В первые после учебы годы они жили и работали в селе Суг-Бажы. Она – главным ветеринаром, он – главным зоотехником. Когда Евгению исполнилось три года, супруги переехали в Кызыл. Получив высшее образование, Уран Сюр-ооловна устроилась в гимназию № 9, где уже 31 год преподает математику. Отец работал водителем, потом занимался предпринимательской деятельностью в сфере строительства. Валерия Чылгын-ооловича не стало в 2017 году. «Супруг был очень работящим, постоянно уезжал в длительные командировки, перевозил грузы на КамАЗе, а я как учитель много времени отдавала ученикам и школе, но, несмотря на занятость, мы успевали давать детям и внимание, и ласку, и заботу, хотя папа у нас был строгим», – рассказывает мама Уран Сюр-ооловна.
Второй сын Дмитрий родился спустя десять лет после Евгения. Они с братом были не разлей вода. После окончания в Анапе института Дима работал во Владивостоке в федеральной службе безопасности. После смерти отца Дмитрий вернулся в Туву, чтобы поддержать маму и продолжить дело отца. Вместе с супругой Дмитрий воспитывает сына шестиклассника. Первый внук Лосан-Далай – сын Евгения, уже взрослый, студент, учится в Новосибирске на судоводителя. Он единственный сын Евгения. Родился в 2000 году накануне Шагаа – восточного Нового года. «Мама мне рассказывала, что во время празднования Шагаа на площади Арата ведущий мероприятия в микрофон торжественно объявил, что у Евгения и Азияны родился сын – первый ребенок, рожденный в наступившем году Дракона, – с улыбкой делится воспоминаниями Азияна Камоевна, – Евгений – моя первая школьная любовь, а я – его. Это была трогательная, нежная, еще детская любовь. Я тогда училась в 10 классе, а Евгений – в 11. Мы часто прогуливали уроки, прятались на 1 этаже начальной школы, где, сидя на подоконнике, разговаривали весь день обо всём на свете. Потом, когда учителя сделали нам очень серьезные замечания, мы стали приходить к школе в 6 утра, чтобы до первого звонка успеть наговориться друг с другом. Евгений был обаятельным юношей и обладал чудесным чувством юмора, ко всему относился с оптимизмом, не унывал и мечтал о жизни, в которой будет место чему-то интересному и значительному. Нашего сына назвали Лосан-Далай по совету буддийских лам. Мы были юными и, конечно, родительство давалось нам нелегко, но мы старались. Особенно Евгений, он очень старался быть добрым, заботливым и внимательным отцом. Лосан очень похож на отца и внешне, и характером».
Сыну было несколько месяцев, когда Евгений решил отправиться в армию. Он не убегал от ответственности, наоборот, хотел поскорее пройти мужскую школу в Вооруженных силах РФ и вернуться, доказав и себе и другим, что он человек серьезный и ответственный. Службу Евгений прошел в Хабаровске в воинской части 22151, где был назначен командиром роты, вернулся в звании старшины. Поступил в тувинский госуниверситет на естественно-географический факультет. Учёба в вузе ему давалась легко, что неудивительно, ведь и в школе Евгений учился почти на отлично.
«В начальных классах в школе № 3 Евгений учился на одни пятерки, потом мы его перевели в гимназию № 9, Дмитрий тоже учился очень хорошо. Мои сыновья молодцы! – рассказывает Уран Сюр-ооловна, – Женя с малых лет был чистюлей, если на одежде была хотя бы одна складочка или маленькое пятнышко, он её не надевал. Да и одежду всегда выбирал особую, интересную, отличавшуюся от той, что носили его ровесники. Дома тоже царила идеальная чистота, сыновья держали всё в порядке, хотя у нас жила небольшая собачка. Она была очень умной и чистоплотной. Женя и Дима очень любили бабушку и дедушку, на каникулах они ездили к ним в село, обожали походы и поездки на природу. Воспитатели в садике Женю любили, задействовали во всех мероприятиях, если он заболевал, то не могли дождаться, когда он выздоровеет. Память у сына была отличная, стихотворения запоминал с одного прочтения, был начитанным. В школе Евгений тоже был активным учеником, увлекался вольной борьбой, футболом, волейболом, большим теннисом. Он был любимым учеником учительницы русского языка и литературы, на её уроках он пересаживался на первый ряд и с большим интересом слушал лекцию или вступал в дискуссии. А в университете он пользовался успехом у прекрасной половины (смеется). Как-то декан факультета мне сказал, что Евгений – самый популярный студент, он получил больше всех валентинок в честь 14 февраля».
«Женя в детстве был очень милым ребенком, – вступила в разговор тётя Надежда Сур-ооловна, – иногда я забирала его домой, моя дочка была младше на 1 годик, так он, несмотря на то, что сам был маленьким, чутко следил за сестренкой. Как только она начинала плакать, тут же прибегал, садился рядом и тоже плакал, видимо, таким образом он разделял её горе и пытался успокоить. Он же в первый класс тоже попал не по-обычному. Его одногруппников с садика зачислили в 1 класс, а его не взяли из-за возраста, сказали, чтобы привели его в следующем году, Евгений же ноябрьский. Он расстроился, тогда я взяла его с собой в школу, чтобы он посмотрел на торжественную линейку, тогда моя старшая дочь уже училась. Он мальчик шустрый и подвижный, на одном месте не стоял, всё куда-то бегал, а потом и вовсе потерялся. Оказывается, Женя сам нашел своих ребят, вместе с ними получил учебники и познакомился с классным руководителем (смеется), конечно, после этого его взяли в школу. А в средних классах одноклассники дали ему прозвище “Адвокат”, потому что он всегда в спорных ситуациях брал на себя роль защитника и восстанавливал справедливость».
После окончания ТувГу Евгений одно время работал в кок-тейской школе учителем географии, а потом – воспитателем в кадетской школе-интернате. Когда отец занялся бизнесом в строительной сфере, Евгений начал помогать ему. Отец и сын участвовали в ликвидации аварии на Хову-Аксынской ТЭЦ, в 40-градусные морозы они со своей бригадой меняли перемерзшие батареи.
«Вместе с мужем и сыном работал еще сын моей старшей сестры Владик, – вспоминает Уран Сюр-ооловна, – как-то раз, не знаю – почему, Женя с Владиком отправились в хурээ, и там лама сказал сыну, что его имя должно быть «железным», Кан-Демир, а Владику нужно поменять имя на Доржу. Они не побежали менять свои имена, но потом спустя некоторое время Владик умер, и тогда мы вдруг забеспокоились. Решили, что, наверное, нужно все-таки поменять имя, как посоветовал лама. Евгений пошел в паспортный стол и поменял имя на Кан-Демир, и фамилию тоже – взял мою фамилию: Намдак. Сейчас я думаю, что не нужно было имя менять, потому что сразу после смены имени все пошло не так. Друг за другом произошли трагические события – умер отец Валерий Чылгын-оолович, а потом и Евгений попал в сложную ситуацию, из которой ему не удалось выбраться».
В феврале 2022 года Кан-Демир заключил контракт с ЧВК «Вагнер», но о своем решении никому не сказал. Мама, потеряв с ним связь, переживала, но на её запросы никаких вразумительных ответов не приходило. В голове возникали разные мысли, в том числе и подозрения, что сын ушел на фронт. Но Уран Сюр-ооловна отгоняла плохие мысли и верила в то, что с её сыном всё хорошо. Только в начале июня 2022 года ей позвонили с незнакомого номера, и мужчина на другом конце провода сказал, что Намдак Кан-Демир героически погиб при исполнении воинского долга, и чтобы в ближайшие дни ожидали доставку груза 200. «Для нас это был очень тяжелый удар, – рассказывает о тех днях Уран Сюр-ооловна, – меня поддерживал младший сын Дима, он всегда был рядом, стал моей опорой в тот самый трудный период моей жизни».
Закрытый гроб прибыл в Кызыл 9 июня 2022 года, на следующий день состоялись похороны. Намдак Кан-Демира Валерьевича проводили в последний путь со всеми почестями. Проститься с воином пришло много народа: родственники, одноклассники, однокурсники, друзья и коллеги. Уран Сюр-ооловна уверена, что сын воевал достойно, не прятался за спины товарищей, был смелым и инициативным. Ведь он по жизни был оптимистом, человеком, который всегда верил в свою удачу и в лучшее. И очень любил жизнь. Светлая память о нём останется жить в сердцах всех, кто его знал!
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

