Монгуш Сыдым Хулер-оолович
Монгуш Сыдым Хулер-оолович
Монгуш Сыдым Хулер-оолович

"Развыт"

11/10/1988—02/03/2023

рядовой, снайпер

Медаль «За отвагу», знак «Черный крест» (посмертно).

ВАЙБЕР
Место службы: ЧВК «Вагнер»

Зажгите свечу памяти

Свечу (чула) памяти зажгли раза

  • Отметка: ЧВК "Вагнер"
  • Добавлено: 18 ноября 2025 г. 12:11
  • Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
  • Просмотров: 4

ФИО

Монгуш Сыдым Хулер-оолович


Дата:

11/10/1988—02/03/2023


Место рождения:


Реставрация фотографий Героя

Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)

Монгуш Сыдым Хулер-оолович

Источник→

Монгуш Сыдым Хулер-оолович

Лицо→

Биография/очерк

Хулер-оол Дагбаевич и Джемма Ламбыковна учились в кызылской школе № 2 в параллельных классах. Дружить начали в 9 классе. Через год, по окончании 10 класса, Хулер-оол Дагбаевич поступил в институт физической культуры г. Смоленска, по образованию он учитель физкультуры и тренер по вольной борьбе. А Джемма Ламбыковна отправилась учиться в Томский инженерно-строительный институт на факультет «промышленно-гражданское строительство». Через два года она перевелась в ТувГУ и по его окончании получила диплом инженера-строителя.


Старшая дочь Орлана родилась в 1979 году, следом за ней, через три года, родилась дочь Айрана. В 1984 году Хулер-оол Дагбаевич, успешно сдав госэкзамены и получив диплом, вернулся в Туву. Молодые обосновались в Сут-Хольском районе, в селе Суг-Аксы. Туда Джемму Ламбыковну отправили по направлению главным архитектором района, а Хулер-оола Дагбаевича с радостью приняли на работу тренером по вольной борьбе. Кроме того, молодой семье было выделено служебное жильё. Суг-Аксы стала родиной третьего ребенка – сына Начына. В декретный отпуск Джемма Ламбыковна уходить не стала, с детьми ей помогала мама Тамара Тувахоевна. Через два года супруги решили переехать в соседнее село Ийме, где жила мама отца семейства. Стоит отметить, что дедушка Сыдыма был заслуженным табунщиком с. Ийме. Джемма Ламбыковна устроилась работать экономистом, а супруг продолжил работать с детьми, тренировать их и наставлять. В Ийме семья Монгуш прожила 12 лет. За эти годы супруги полюбились жителям села за отзывчивость, талант, трудолюбие и гостеприимство. Там родились сыновья Анчы и Сыдым. Анчы не стало в 25-летнем возрасте, он уже был ветераном боевых действий, снайпером, прошедшим чеченскую кампанию. Его жизнь оборвала автокатастрофа.


«Сыдым – наш младшенький, – делится воспоминаниями старший брат Начын, – очень хорошо помню его появление в семье. Мама тогда, видимо, еще в роддоме находилась с братиком. Мы шли по улице села, наша тётя Айно меня и Анчы вела за руки и говорила, что скоро в дом принесут нашего младшего брата по имени Сыдым, и что он очень большой – настоящий богатырь! Мне тогда 4 годика было. Я у неё спрашиваю: “А насколько он большой?” – она в ответ: “Он такой большой, что даже в автобус не помещается, поэтому его, скорее всего, привезут, посадив на крышу автобуса. Вот такой он большой”. Помню, что я тогда испугался, представив такого огромного брата, и невольно почувствовал к нему уважение (смеется). Сыдым рос смелым мальчишкой. Бывало, что я специально устраивал борцовские схватки между ним и ребятами старше его на 2-3 года. Удивительно, но Сыдым никогда не сдавался, пыхтел изо всех сил, но не успокаивался, пока не клал ребят на лопатки, чтобы потом прибежать ко мне с сияющим лицом победителя. Таким он был: целеустремленным, упорным и выносливым».


«Сыдым рос очень добрым мальчиком с обостренным чувством справедливости. В то же время он был очень ласковым, я долгое время носила его на спине, – с улыбкой рассказывает Джемма Ламбыковна, – и долгое время не отучала от груди. Он был нашим солнышком».


«Папа у нас добрый, скромный, сколько помним, он всегда работал со скотом. В Сут-Холе у нас было большое хозяйство: коровы, овцы, лошади. Он известный в районе охотник. Навыкам выслеживания добычи он обучил Анчы и Сыдыма. Они оба на войне были снайперами. Анчы – на Кавказе, а Сыдым – на Украине… Мама у нас самая трудолюбивая, знатная мастерица, очень аккуратная и чистоплотная, – ласково рассказывает о матери дочь Орлана, – в шкафу все наши вещи были выглажены и аккуратно сложены в стопки. Умела шить любые вещи, а папа шил обувь, работал с деревом, камнем, в общем, он всё умеет. Наш младший Сыдым пошел в него. Такой же талантливый мастер с золотыми руками. Красиво рисовал, вырезал по дереву, шил обувь, умел ухаживать за скотом, ремонтировал любую технику, строитель, меткий охотник…». На самом деле все дети супругов Монгушей унаследовали трудолюбие и талант родителей. Например, старший сын Начын по образованию охотовед-биолог, в настоящее время занимается разведением скота – продолжает дело отца. В 1998 году семья переехала в Кызыл, чабанскую стоянку со скотом тоже перевезли, теперь большое стадо коров и табун лошадей мирно пасутся у подножия Ондумской горной гряды.


Старшая дочь Орлана – учитель географии, преподает в школе № 3. Айрана по образованию юрист, в настоящее время находится в декретном отпуске, воспитывает детей. Сыдым окончил 9 классов кызылской школы № 3, примечательно, что одним из его преподавателей была сестра Орлана Хулер-ооловна. «Он был лидером класса, в этом плане мне как учителю было легче, потому что Сыдым на уроке сидел тихо и слушал, вслед за ним и весь класс вёл себя прилежно (улыбается). Несмотря на сильный и волевой характер, Сыдым в сердце был очень добрым и щедрым. Он мог последнюю рубашку отдать другу, если тот его об этом попросит. Постоянно всем помогал и трудом, и услугами, и деньгами». После окончания школы Сыдым поступил в Иркутский техникум экономики и права, в то время его старший брат Начын как раз учился там и жил со своей невестой Аленой Владимировной. Невесткой семья гордится, дочь бурятской земли показала себя не по годам мудрой, приветливой и отзывчивой девушкой. Она легко влилась в семью Монгушей. «Когда Сыдым приехал в Иркутск, он поселился у нас, – говорит Алена Владимировна, – я помню его очень милым, вежливым, добрым, работящим юношей, который ко мне и к брату относился с уважением. Он был веселым, жизнерадостным и надежным человеком». Получив диплом менеджера, Сыдым вернулся в Кызыл, где поступил в тувинский госуниверситет. Однако не закончил. В 2008 году Сыдым влюбился. Избранницей и матерью его пяти детей стала девушка с красивым именем Изольда. Старший сын – копия отца. Ачыты оканчивает 9 класс и собирается поступать на земельное дело. В 2012 году случилось двойное счастье – у супругов родились мальчики-близнецы. Адыя и Сумуя в настоящее время учатся и живут в кемеровском кадетском училище. «В 2015 году Изольда и Сыдым разошлись. Через год Сыдым женился. Во втором браке невестка Сай-Суу родила ему двух девочек: Иоланду и Аделину, – рассказывает мама Джемма Ламбыковна, – внуков и внучек мы очень любим и скучаем по ним. Старший внук Ачыты остался с нами, наша радость и гордость».


Сыдым Хулер-оолович, будучи человеком серьезным и ответственным, став семьянином, направил все свои силы на содержание детей. Отец приобрел ему автомашину ЗИЛ, вручив ключи, он пожелал сыну хорошей эксплуатации. Сыдым был несказанно рад, ведь он с юных лет любил технику, машину содержал в идеальном состоянии. Зарабатывал тем, что возил и продавал уголь. Об одной из поездок рассказал супруг старшей сестры Сылдыс Андреевич Чедер-оол: «Я о Сыдыме могу рассказать только хорошее. Он был скромным, уважительным, крепким парнем. Мы с ним были, как родные братья. Сыдым всех удивлял своим мастерством, особенно у него хорошо получалось работать по дереву. С техникой он тоже был на “ты”. Расскажу небольшую историю. Однажды Сыдым пришел ко мне и попросил вместе с ним съездить в рейс в Ак-Туруг. Я, конечно же, согласился. Мы сели в его ЗИЛ-130, загруженный 5-ю тоннами угля, и отправились в путь. В Улуг-Хемском районе у перевала Белдир-Кежии есть речка, после которой через 500 метров начинается очень плохая дорога. Смотрю, Сыдым добавил газа и как полетел по ямам и кочкам. Когда неровный отрезок дороги закончился, он повернулся ко мне и с гордостью сказал, что его ЗИЛ и не такие дороги может пролететь. Знал бы он, что пока он на всем газу пролетал по этим кочкам да ямам, я, затаив дыхание, кое-как держался за сидение (смеется). Эта история о том, как Сыдым хорошо разбирался в технике, любил её и доверял ей. А как он любил своих детей?! Жизнь за них был готов отдать. Смелый, трудолюбивый, мастер на все руки – Сыдым был отличным отцом, другом, братом. Я буду хранить память о нём в своем сердце вечно! Он мечтал открыть своё СТО».


В 2021 году Сыдым ввязался в драку. Для родных и близких это событие стало трагедией. Мама вспоминает, что в августе 2022 года, когда они приезжали к нему повидаться, сын и словом не обмолвился о том, что собирается отправиться на Специальную военную операцию. «Нам повезло, один из его сослуживцев по имени Херел остался живым, нашел нас, позвонил и рассказал нам о Сыдыме, – рассказывает Джемма Ламбыковна, – они оба там были снайперами. Рассказывая о друге, этот парень плакал, сквозь слезы он благодарил нас за то, что мы вырастили такого смелого, сильного и верного товарища. Херел рассказал, как Сыдым заботился о старших сослуживцах, защищал, никому не давал их в обиду, за что они его любили и уважали. Еще он говорил, что сын всегда рвался вперед, ничего не боялся, так и погиб. Был на первых позициях, получил ранение в ногу при взрыве снаряда, была повреждена артерия, сам себя перевязал жгутом, они его вытащили, но от потери крови сын скончался. Если бы не Херел, мы бы так и не узнали, что сын там был снайпером, не узнали бы его позывной, не узнали бы, каким он там был бесстрашным!».


Автор: Роланда Сандан

  • Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
  • Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

Отзывы