Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: ЧВК "Вагнер"
- Добавлено: 17 ноября 2025 г. 22:21
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 9
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Анюда Тенек-ооловна родом из села Бора-Тайга Сут-Хольского района, она всю жизнь проработала поваром в детском саду, отец Орлан-оол Ортун-оолович родом из села Баян-Тал Дзун-Хемчикского района, в советское время он работал в совхозе кузнецом, а после устроился сторожем в дом культуры. Супруги обосновались в селе Шамбалыг Кызылского района, в то время там жила мама Анюды Тенек-ооловны, она и позвала молодых поближе к себе. Семья Монгуш – многодетная, под их крылом выросло четверо детей, и все мальчики: Омак, Алик, Кан-Болат и Айдыс.
Анюда Тенек-ооловна, по воспоминаниям детей, была доброй, веселой, скромной. Поваром она стала не просто так, кулинарные способности у неё проявились еще в детском возрасте. Порадовав детишек в детском саду вкусными кашами и выпечкой, она приходила домой и готовила уже для своих мужчин. Больше всего сыновья любили, когда она готовила манты или пельмени. Она не умела спокойно ходить, всегда куда-то бежала, всегда была чем-то занята, дети не помнят, чтобы мама, лежа на диване, отдыхала или неторопливо прогуливалась по селу. По сравнению с супругой Орлан-оол Ортун-оолович был человеком с непростым характером, но очень трудолюбивым, мастером на все руки. Супруги держали большое хозяйство: коров, лошадей, свиней, огород и большое картофельное поле. В свободное время Орлан-оол Ортун-оолович ходил на охоту или вместе с детьми и женой отправлялся на целебный источник «Арголик». Воспитать четверых сыновей – дело непростое. Казалось бы, отец должен держать всех в ежовых рукавицах, но на самом деле сыновья побаивались маму. Она хоть и была доброй, но глаза на проказы не закрывала, могла и отругать, и наказать. В отличие от неё, отец был молчаливым, он учил сыновей мужским работам, а бразды воспитания полностью отдал супруге. Орлан-оол Ортун-оолович ушел из жизни в молодом возрасте – ему было 46 лет. Анюда Тенек-ооловна пережила его на 11 лет, она, возможно, и дольше прожила бы, но весть о гибели Кан-Болата подкосила её, не справившись с горем, она ушла из жизни через три месяца после похорон сына. Сердце матери не выдержало потерю. Ей было всего 59 лет.
Старший брат – Омак – живет в селе Сайлыг Чеди-Хольского района, работает в пожарной охране, второй брат – Алик – живет в Кызыле, работает в мебельном магазине, младший брат – Айдыс – занят в строительстве школы.
Алик Орлан-оолович рассказывает, что в детстве они были шумными, бывало, дрались из-за незначительных споров, но в трудные моменты всегда поддерживали друг друга: «Мы в школе учились средне, самыми способными из нас были Омак и Айдыс, хуже всех учился я (смеется). Самым подвижным и шумным среди нас был Кан-Болат, наверное, он пошел в маму, а мы – в папу. У Айдыса было прозвище “Чистый”. Дело в том, что когда мама носила его под сердцем и уже находилась на последнем месяце беременности, воды отошли внезапно. Ночью. Начались схватки, мы, услышав её крики, прибежали, но папа нас загнал обратно в комнату и сказал, чтобы сидели тихо и не выходили. Пока отец бегал в поисках врача, мама родила. Отец, прибежав домой, с перепугу схватил первую попавшуюся тряпку, чтобы протереть младенца. Потом выяснилось, что младшего сына он протёр своей портянкой (смеется). С тех пор младшему дали прозвище “Чистый”. Кан-Болата мы звали сокращенно Каң-Боо, такой и позывной у него был там, на СВО. Он очень любил лошадей, постоянно участвовал в скачках, занимал призовые места, у него даже была своя лошадь. Отлично умел не только ездить верхом, но и прекрасно ладил с ними».
Кроме четверых сыновей Анюда Тенек-ооловна и Орлан-оол Ортун-оолович вырастили племянницу Аялгу с младенческого возраста. Её мама – сестра Анюды Тенек-ооловны – училась в институте, поэтому как старшая сестра она вызвалась помочь, да так полюбила девочку, что, по сути, стала её второй мамой. Кроме неё в их семье воспитывалась еще одна племянница – Ай-Кыс. Её мама – младшая сестра Анюды Тенек-ооловны – умерла после родов. Так что супруги вырасти не четверых, а шестерых детей.
Сестра Ай-Кыс вспоминает: «Я тогда еще училась в школе, когда Кан-Болат стал отцом. Как-то раз он попросил присмотреть за его сыном, сказав, что ему срочно нужно куда-то ненадолго сходить. Попросил сварить манную кашу и накормить малыша. А я кашу варить не умела. Тогда Кан-Болат очень сердитым голосом объяснил мне, как варится манная каша, и ушел. Я постаралась по его инструкции приготовить эту кашу, но она у меня получилась какая-то твердая и с комками. Вскоре пришла наша мама, я Анюду Тенек-ооловну называла мамой, увидев мою кашу, она рассмеялась и отдала её собакам, а сама быстро сварила очень вкусную манку. Потом наконец-то вернулся Кан-Болат, попробовав кашу, он удивлённо похвалил меня, не понял, что это была каша, приготовленная его мамой».
Кан-Болат в детстве был хулиганистым мальчишкой, учителя часто вызывали его маму в школу и жаловались на проказы сына. Наверное, они вздохнули с облегчением, когда после окончания 9 класса Кан-Болат решил дальше не учиться, а поступить в Балгазынское училище на ветеринара. Обучение парень не закончил. В 2012 году он познакомился с девушкой по имени Сайлык, она тоже училась в училище. «В сентябре, когда началалась учеба, мы с одногруппниками со своей первой стипендии решили съездить на природу, – рассказывает супруга Кан-Болата Сайлык Мергеновна, – к нам присоединился какой-то паренек, хотя мы его не хотели брать с собой, но он нас упросил. Это был Кан-Болат. С тех пор мы начали дружить. Он был младше меня на 2 года. Сначала он всячески пытался скрыть свой возраст, но я случайно увидела его паспорт. Вскоре мы узнали, что станем родителями. Кан-Болат был очень рад, сразу позвонил матери и сообщил о том, что у него есть девушка и что скоро он станет папой. А я, наоборот, боялась рассказать о беременности своим родителям. На следующий день мне позвонила его мама, сказала, чтобы мы приезжали знакомиться. Мы приехали поздно вечером, почти в полночь. Но его мама нас ждала, Анюда Тенек-ооловна встретила нас у ворот, в руках она держала белый кадак (ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов – прим. ред.) и пиалу с молочным чаем. Это было так мило и душевно. У Кан-Болата родители оказались очень хорошими. Вскоре у нас родился сын Сайын, сейчас он учится в 5 классе, а в 2018 году у нас родилась дочь Ангырак».
Молодые поселились в родном селе супруги. Кан-Болат зарабатывал деньги случайными работами, в основном он работал на стройках, как говорится, калымил. «Когда сыну Сайыну было 2-3 годика, у него заболел живот, и нас положили в бай-хаакскую больницу, – рассказывает Сайлык Мергеновна, – я попросила маму мужа купить нам лекарства. Она дала деньги Кан-Болату, чтобы тот купил лекарства и отнес их к нам в больницу. Но мы его так и не дождались. Как потом выяснилось, он вместо этого отправился в “Победу”, где проходили скачки, и потратил деньги на взнос, чтобы принять участие. Так он любил лошадей и скачки. Как только о них слышал, обо всем забывал».
В 2017 году Кан-Болат ввязался в драку, в результате которой попал в исправительное учреждение. Сайлык Мергеновна осталась с малолетними детьми ждать его освобождения. Осенью 2022 года Кан-Болат решил отправиться на Специальную военную операцию. О своем решении он сообщил только своему старшему брату Омаку, причем не лично, а через знакомого. Еще в школьные годы отец Орлан-оол Ортун-оолович брал Кан-Болата с собой на охоту, где юноша научился метко стрелять. Охотники на спецоперации, как правило, становятся снайперами. Так получилось и с Кан-Болатом. Об этом родным рассказал его сослуживец по имени Кузел, ему повезло, он выжил в «Бахмутовской мясорубке» и счел своим долгом, приехав в Туву, навестить родственников друга. Рассказал о том, каким Кан-Болат был быстрым и смекалистым воином, как храбро сражался, даже лихо, был бесстрашным и очень метким. Кан-Болат часто вспоминал своих детей, особенно сына, просил своих боевых товарищей, если кто-то выживет, обязательно передать весточку родным – беречь его детей и не забывать о них после его смерти.
О том, что Кан-Болат находится в зоне боевых действий, мама не знала. Старший брат решил не говорить об этом матери и отцу, переживая об их здоровье. В начале марта 2023 года первым о смерти Кан-Болата узнал Омак, он передал печальную весть Алику, а ему уже пришлось самому ехать к родителям в Шамбалыг и сообщать о смерти любимого сына и брата.
Кан-Болат Монгуш погиб под Артемовском. 10 марта 2023 года состоялись похороны. Проводить рядового Монгуша Кан-Болата Орлан-оол Оглу пришли все жители села, родственники, одноклассники и друзья. Только тогда родные узнали, что Кан-Болат еще в 2012 году изменил своё отчество, добавив к нему “Оглу”, почему он принял такое решение, братья не знают. Возможно, он хотел, чтобы с изменением отчества его судьба изменилась в лучшую сторону.
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

