Монгуш Аян Николаевич
Монгуш Аян Николаевич
Монгуш Аян Николаевич

"Кара"

26/10/1980—22/10/2023

рядовой, стрелок

Орден Мужества (посмертно).

ВАЙБЕР
Место службы: 30-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада, 9-я штурмовая рота «Z» (в/ч 45863)

Зажгите свечу памяти

Свечу (чула) памяти зажгли раза

  • Отметка: Отряд «Шторм Z»
  • Добавлено: 17 ноября 2025 г. 22:08
  • Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
  • Просмотров: 9

ФИО

Монгуш Аян Николаевич


Дата:

26/10/1980—22/10/2023


Место рождения:


Реставрация фотографий Героя

Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)

Монгуш Аян Николаевич

Источник→

Монгуш Аян Николаевич

Лицо→

Биография/очерк

Николай Кур-Базырович и Чудунай Кошкар-ооловна жили в селе Солчур Овюрского района, будучи животноводами, большую часть времени они проводили на чабанской стоянке в местечке «Кызыл-Чарык». Аян – младший ребенок многодетных супругов Монгуш, которые вырастили восьмерых детей. В настоящее время из восьми детей в живых осталось три дочери, пятерых сыновей на этом свете больше нет. Не все, но многие из детей появились на свет не в родильном доме, а в юрте. Младшенький сыночек вовсе настолько торопился увидеть мир, что родился в машине скорой помощи по дороге из чабанской стоянки в село. Может, именно поэтому из всех детей он единственный, кто проявил интерес к животноводству и захотел продолжить дело родителей. Он даже в школу ходил с неохотой, его всё время тянуло в аал к маме и скоту, с нетерпением окончив 9 класс, парень, сказав, что никуда не будет поступать, сразу же уехал на чабанскую стоянку. Возможно, еще одна причина его желания быть рядом с мамой в аале заключалась в том, что отец Николай Кур-Базырович ушел из жизни после непродолжительной болезни, когда младшие дети были маленькими. Чудунай Кошкар-ооловна осталась одна. С уходом за скотом ей помогали старшие дети, но и они уехали: кто на учебу, кто, создав семью, перебрался в село или в город, таким образом неизменными её помощниками оставались Аян и младшая сестра Роза Кошкар-ооловна.


«Когда мы познакомились с Аяном, его папы уже не было, – рассказывает супруга Азияна Александровна, – а здоровье его мамы ослабело. Аян мне рассказывал, что его мама в молодости была очень активной и энергичной женщиной, она лихо ездила верхом и могла дать фору мужчинам. Еще в молодости она упала с лошади и получила травму головы, последствия которой дали о себе знать в преклонном возрасте. Последние годы жизни его мама жила с нами, мы за ней ухаживали и старались облегчить её страдания, как могли. Чудунай Кошкар-ооловны не стало в 2009 году».


Своего дома в Солчуре у супругов Монгуш не было, поэтому, когда приходило время детям поступать в школу, они либо отправлялись в школу-интернат, либо жили в доме родной тёти Веры Кошкар-ооловны и ходили в солчурскую среднюю школу. Можно сказать, что Вера Кошкар-ооловна стала для многочисленных детей сестры второй мамой, в том числе и для Аяна, он её называл «авай». В первый класс Аян пошел в 1996 году, в начальных классах он учился хорошо, ему было интересно, а после всё внимание сместилось в сторону животноводства и, как мы уже писали выше, парень кое-как дождался получения аттестата за 9 класс. Зато в плане спорта Аян был успешен, он проявлял незаурядные способности в национальной борьбе «хуреш», тренер Кан-Демир Кертик-оолович его хвалил и часто отправлял участвовать в турнирах, где мальчик неоднократно занимал призовые места. Позже, повзрослев, он не оставил борьбу, участвовал в районных турнирах в честь Наадыма или в состязаниях, которые проводили жители во время родовых обрядов «дагылга». Кроме борьбы Аян очень любил верховую езду, в совсем юном возрасте он участвовал в скачках, а став постарше, уже выставлял своих лошадей.


«Шилгибе – это кличка его любимой лошади, которую жеребенком ему подарила мама. Муж часто про неё рассказывал. Это была не скаковая лошадь, но очень умная и выносливая. Верхом на ней Аян не только пас овец и коров, но и совершал длительные поездки в соседние аалы или села, она была его другом, – вспоминает рассказы супруга о юных годах Азияна Александровна. – В детстве, когда у него еще не было своей лошади, кто-то из взрослых, видя его нетерпение сесть верхом, дал ему настоящие копыта, оставшиеся после убоя лошади. Они стали его любимыми игрушками. Аян держал копыта в руках, ржал, бил ногой по земле, фыркал и воображал себя лошадью (смеется). Еще Аян научился изготавливать полное убранство и снаряжение коня. Был большим мастеров в этом деле. Его мама была гостеприимной женщиной, в теплое время года стойбище наполнялось детским смехом многочисленных внуков и внучек, которые приезжали погостить, кроме того, к ним часто приезжали старшие родственники. Однажды Аян и Эдик (друг с соседней стоянки) во время присмотра за отарами настолько заигрались, что не заметили, как их отары соединились в одну. Испугавшись, мальчики кинулись их разделять, потратили много времени и сил, но все-таки сумели это сделать. Хорошо, что на овцах и козах стояли клейма. Вспомнила еще одно его воспоминание из детства, о котором муж мне рассказывал. Когда он маленький жил у тети Веры Кошкар-ооловны, она водила его в общественную баню в женскую часть, а когда он чуть подрос, стала отправлять его одного в мужскую. Первое посещение оставило в памяти мужа неизгладимое впечатление (смеется), он был настолько поражен тем, что увидел, что застыл на одном месте, уставившись на одного деда, который принимал банные процедуры. Дед, заметив пристальный взгляд маленького мальчика, громко закричал: “Ну, что уставился на него? Сейчас он тебя ка-а-а-к задавит!”. Муж тогда испугался, заплакал и убежал (смеется)».


И хотя Аян Николаевич после окончания школы отказался куда-либо поступать и получать образование, супруге и детям в шутку он частенько говорил: «Если бы меня не отправили пасти скот, то я бы обязательно стал большим начальником». В юности, поддавшись на уговоры хитрых взрослых односельчан, Аян вместе с другом пересек государственную границу. Старшие их взяли «на слабо», сказали, что недалеко пасется табун лошадей, и предложили угнать парочку. Мальчишки, решив, что они уже взрослые и такие же лихие, побежали это доказывать. В погоне за табуном они не заметили, как пересекли границу. Естественно, пограничники их задержали, испуганных мальчишек освободила мама Чудунай Кошкар-ооловна, но за нарушение им пришлось отвечать. Наказание ребята провели в колонии для несовершеннолетних. Это стало для них большим уроком. В армию Аяна не взяли, именно потому, что он имел в прошлом правонарушение.


Азияна и Аян учились в одной школе, но в разных классах. Аян был одноклассником сестренки Азияны. Судьба их свела в 2003 году, когда Азияна после окончания кызылского педколледжа приехала в родное село и искала работу. В школе свободных мест не было. Второй раз встреча произошла спустя два года – на местной дискотеке. Так молодые начали дружить, затем сошлись и начали совместную жизнь. Свадьбу Аян и Азияна сыграли в 2009 году. «Я влюбилась в Аяна из-за его красноречия (смеется), правильно говорят, что женщина любит ушами. Он был таким разговорчивым, таким красноречивым, мог с кем угодно заговорить и увлечь в беседе, может быть, если бы он получил соответствующее образование, то действительно стал бы каким-нибудь начальником, – вспоминает Азияна Александровна. – Я сама тоже из многодетной семьи, нас – детей – семеро. Моим родителям он понравился. Он быстрый и шумный, а я – спокойная и более медленная (улыбается). В то время скота и стоянки уже не было. Пока Аян находился в колонии, матери некому было помогать, его сестра приняла решение продать скот. Аян очень сокрушался из-за этого».


Когда молодые сошлись, сестры Аяна купили ему дом и выделили несколько лошадей, а родители Азияны подарили несколько коров, так у молодоженов появилось своё небольшое хозяйство, за которым ухаживал Аян. Его супруга работала в детском саду музыкальным руководителем, а позже устроилась в школу учителем начальных классов. В браке у супругов родилось двое детей. В 2006 году – дочь Снегиля, в 2009 году – сын Сыдым. Дочь учится на врача в Новосибирске, а сын, очень похожий на отца, учится в школе, занимается спортом и любит лошадей.


«Аян очень сильно хотел на том же месте, где его родители держали стоянку, построить свою, к сожалению, эта его мечта не сбылась, – рассказывает Азияна Александровна, – в свободное время Аян занимался ремонтными, отделочными и строительными работами, тем и зарабатывал. Детей, особенно дочку, очень любил. Он был хорошим мужем и отцом. Беда случилась в 2021 году, его сестра позвонила ему и попросила помощи, её муж после длительного запоя пришел домой и начал её избивать. Муж сразу же поехал к ней, побил зятя, их забрала полиция, там они провели сутки, потом зятя отвезли в больницу, где он провел еще сутки, после его отправили в районную больницу, где спустя несколько дней после операции тот скончался. Если бы его сразу отправили в больницу, он, наверное, остался бы, жив. Муж очень раскаивался, даже не захотел себя защищать, сказал, что должен понести наказание».


Азияна Александровна, как могла, поддерживала супруга, просила его не подписывать контракт, однако, не выдержав тяжести и жестких условий исправительного учреждения, в которое попал, Аян Николаевич в августе 2023 года подписал военный контракт и 23 сентября уже находился в Луганской Народной Республике. Находясь в зоне боевых действий, Аян периодически, когда была возможность, звонил супруге и детям. Последний разговор состоялся перед отправкой на передовую. О гибели супруга Азияне Александровне сообщили из администрации, когда она работала в школе. Услышав трагическую весть, она едва не потеряла сознание. Сын, увидев маму, сразу понял, что произошло. Едва успокоившись, мать и сын позвонили Снегиле, та, только увидев их лица, расплакалась. Несмотря на все просьбы супруги и детей, старшие сестры Аяна Николаевича настояли на том, чтобы похоронить его в Кызыле на Аллее Славы.


В последний путь воина проводили 22 ноября 2023 года. «Его боевой товарищ Самбажык, когда вернулся домой в отпуск, приходил к нам в гости, чтобы разделить наше горе, – рассказывает Азияна Александровна, – он и рассказал мне о последних минутах и службе мужа. По его словам, Аян был очень быстрым, ловким, энергичным, нетерпеливым и смелым. В тот день он вместе со своим молодым командиром отправился на выполнение боевого задания, где оба погибли. Позже, когда мы проводили прощальный обряд, шаман сказал, что Аян пришел не один, а с русским парнем… Мы гордимся своим мужем, отцом! Он выполнил свой воинский долг с честью и останется в памяти народа как смелый и самоотверженный воин!».












Автор: Роланда Сандан

  • Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
  • Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

Отзывы