Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: подразделение «Шторм V»
- Добавлено: 17 ноября 2025 г. 20:11
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 3
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
После окончания Кызылского медицинского училища Алла Ховалыговна была по распределению направлена в село Сарыг-Сеп Каа-Хемского района, где и произошло знакомство с будущим супругом Шериг-оолом Кызыл-ооловичем. Вскоре молодые поженились. В 1991 году родился их первенец – сын Аяс.
«Мой сын был удивительным ребенком. Самостоятельный, активный, умный, сообразительный, любознательный, он каждый раз меня удивлял (смеется). Например, мог сам уйти в детский сад или прийти ко мне на работу, – рассказывает мама Алла Ховалыговна, – помню такой случай. Это произошло зимой. Аясу тогда было 4-5 лет. Я была на работе. Слышу, меня зовут коллеги, говорят, что ко мне пришел сын. Выхожу, а в коридоре стоит Аяс с зонтиком (смеется). Представляете? Самостоятельно оделся, пришел в больницу и попросил найти его маму. Все были удивлены. На вопрос, почему он с зонтиком, сын с очень серьезным видом мне сказал: “Мама, на улице же снег идет”. Еще он хотел возле бабушек на рынке продавать жареные семечки или ягоды, очень ему нравилось заниматься взрослыми делами (смеется). А каким он был активным в детском саду! Ни одно мероприятие не проходило без его участия. Воспитатели давали ему самые длинные стихотворения, часто ставили его ведущим. Таким же он оставался и в школьные годы. Увлекался брейк-дансом, даже ездил со своей группой в Красноярск на танцевальное соревнование. Еще Аяс отлично играл в футбол, волейбол и с успехом выступал на турнирах по хурешу, причем с садиковского возраста. Дома до сих пор хранятся его многочисленные грамоты и медали. На летних каникулах сын обязательно с друзьями ездил в лагеря, что тоже сказалось на его развитии».
Алла Ховалыговна с улыбкой рассказывает, что в их семье строгой была она, а отец был мягким и добрым. Своего первенца Шериг-оол Кызыл-оолович очень любил, никогда не ругал, даже голоса не повышал, поэтому Аяс всегда и всюду следовал за отцом. Его даже особо ничему учить не нужно было. Он наблюдал за тем, как папа рубит дрова, набирает в ведро уголь, прибирается во дворе, топит печь, и всему учился, перенимая навыки отца. Многие годы Шериг-оол Кызыл-оолович проработал машинистом в «Лунсине», но из-за состояния здоровья уволился и устроился слесарем в котельную, а сейчас работает сторожем. В 1993 году семья переехала из Сарыг-Сепа в Шагонар, где по сей день и живёт.
«Я Аяса помню всегда улыбающимся, всегда среди друзей, всегда в чистой одежде и обуви, – вспоминает о брате двоюродная сестра Долаана Сергеевна, – он был главным помощником мамы. Его милые глаза всегда горели живым огоньком. Самое интересное, что Аяс был настолько общительным, что сам мог познакомиться с детьми дальних родственников, чем удивлял нас. Пользовался успехом у девушек, сколько раз у меня мои знакомые девочки интересовались его семейным положением (улыбается). Он был светлым и добрым человеком: такие, как он, редкость. Я до сих пор не верю в то, что его нет. Пишу эти строки, и ком в горле, настолько тяжело и печально говорить о нем в прошедшем времени».
«Мой брат – герой. Мне очень трудно вспоминать о нем без слез. Перед глазами – его милое лицо, улыбка, добрые глаза, голос… – делится воспоминаниями другая двоюродная сестра Зинаида Оюн. – Помню, встретила его в городе, когда он шел с завернутым в пеленки младенцем. Это был его первый ребенок. Дочь Айлуна. С каким счастьем и гордостью он мне её показывал. Не описать словами. Он очень любил своих детей».
В 1 класс Аяс пошел во вторую шагонарскую школу в 1998 году. Конечно же, такой активный мальчик не мог учиться плохо. Учеба ему нравилась, с одноклассниками он сразу поладил, учителя его хвалили. Он был одним из самых активных ребят школы. «Аяс отлично играл в шахматы, помню, как сядут с отцом играть в партию, так их и не дозовешься на ужин. Еще я заметила, что с малых лет сын проявлял большой интерес к торговле. Ходить в магазин было его любимым занятием (улыбается), а если бы у него была возможность что-то продавать, то, думаю, сын был бы счастлив, – вспоминает Алла Ховалыговна, – он рос открытым и добрым, всех жалел, всем хотел помочь, мечтал стать военным или полицейским. Но, к сожалению, мы как-то упустили этот момент, наверное, ему надо было помочь… Привыкли, что он все делает сам. После окончания 11 класса он пробовал поступить на юридический, но не смог. В армию его тоже не взяли, потому что в юности он перенес операцию на сердце».
То, что не смог или не успел реализовать Аяс, сейчас воплощает в реальность его младший брат Чаян. Он студент юридического факультета Новосибирского государственного университета. Алла Ховалыговна рассказывает, что после неудачных попыток поступить в университет и непродолжительной учебы в техникуме на метеоролога Аяс вернулся в Шагонар, где поступил в местное училище, получил специальность электрика, а после освоил специальность тракториста в балгазынском техникуме. К тому времени он уже был в отношениях с девушкой, которая впоследствии стала его женой. Солангы родила ему двоих детей. В 2011 году родилась дочь Айлуна, а в 2013 году – сын Кан-Демир. «Смотрю на внука и понимаю, как он мне напоминает Аяса в детстве, – с улыбкой рассказывает Алла Ховалыговна, – с Солангы жизнь не задалась, они разошлись, потом сын женился во второй раз, и во втором браке в 2021 году у него родился сын Ноян-Бай. Сейчас я занимаюсь воспитанием младшего внука, оформила опекунские права, очень милый малыш, ему сейчас 4 годика. Всех своих детей Аяс очень любил, он был очень хорошим отцом. Занимался их воспитанием, заботился, гулял с ними, водил в развлекательные центры. Аяс никогда не сидел без дела, всегда где-нибудь да работал. Одно время я получила серьезную травму, и тогда сын обо мне тоже заботился. Успевал. К сожалению, сын по своей наивности не разбирался в людях, так он обзавелся не совсем хорошими друзьями и под их влиянием сел за руль в нетрезвом состоянии, попался, и был осужден на год. Вот тогда он и заключил в августе 2023 года контракт с 45863 воинской частью и отправился на Украину в составе штурмовой роты “Шторм V”. Я об этом узнала только тогда, когда он мне оттуда позвонил».
После звонка сына родители были в шоке, Алла Ховалыговна расплакалась, она не могла понять, почему сын принял такое решение, ведь до возвращения домой оставалось всего лишь несколько месяцев. Не было даже возможности задать ему этот вопрос. Аяс Шериг-оолович позвонил маме в сентябре и успел только сообщить о том, что находится на Украине. После от него никаких известий, звонков или сообщений не было. Это были крайне тяжелые недели для Аллы Ховалыговны и Шериг-оола Кызыл-ооловича, они не знали, жив их сын – или нет, не понимали, почему от него нет вестей, им не с кем было поделиться своей болью и отчаянием. Обращения в различные учреждения, звонки на «горячие линии», мониторинг социальных сетей, сообщения в чаты матерей и жен не давали никаких результатов. Поддержку и понимание мать нашла в фонде «Защитники Отечества», где Мира Павловна оказала безутешной матери моральную поддержку, а также помощь в поиске сына.
«В апреле 2024 года Мира Павловна отправилась в Ростов-на-Дону, до этого и я, и супруг сдали анализы ДНК, потом оттуда она мне позвонила и спросила, были ли какие-нибудь звонки или извещения, на что я ответила, что все, как обычно, тихо и глухо, – вспоминает Алла Ховалыговна, – а потом благодаря помощи Миры Павловны он нашелся. Оказывается, там произошла путаница с адресом места жительства, и из-за этого нас так долго не могли найти и известить».
Похороны рядового Куулара Аяса Шериг-ооловича состоялись 27 мая 2024 года. Его похоронили в Шагонаре. Проводить в последний путь героя пришли не только многочисленные родственники, но и друзья, одноклассники, коллеги. «Проститься с моим сыном пришло очень много людей, но среди них не было тех, по чьей вине он попал в исправительное учреждение. Вот такие они друзья, – с печалью рассказывает Алла Ховалыговна, – после похорон я нашла парня, который был там вместе с моим сыном. Он не рассказал мне о том, как именно погиб Аяс, потому что не видел, но зато рассказал, почему мой сын ушел на войну. Этот парень сказал, что они все вместе решили отправиться на СВО, чтобы с доблестью выполнить воинский долг и потом начать жизнь с чистого листа. Аяс погиб под Авдеевкой, когда шли тяжелые и кровопролитные бои, его позывной – название нашей великой и могучей реки Енисей – говорит сам за себя. Пусть мой сын воевал недолго, всего два месяца, но он там, на передовой, проявил себя, как настоящий тувинец, который не отступает назад и ничего не боится. Я горжусь своим сыном, мы все им гордимся! В будущем году мы планируем провести турнир по футболу или волейболу в память о сыне».
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

