Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: Военнослужащий
- Добавлено: 17 ноября 2025 г. 20:07
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 7
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Военный контракт с 55-й отдельной мотострелковой бригадой Адаш Юрьевич заключил в декабре 2022 года. В январе он уже отправился на военные учения, а после – в зону боевых действий. Это решение назрело уже давно, он несколько раз порывался ухать на СВО добровольцем, но каждый раз родные его останавливали, отговаривали, просили не совершать опрометчивого, по их мнению, поступка. «Ничего страшного не произойдет, мне надо туда поехать, молодые ребята уезжают воевать, а я, опытный, отсиживаюсь здесь, дома», – так он отвечал на возражения своей супруги Аннелы Эдуардовны. Она признается, что не принимала слова мужа всерьез, думала, что его порывы связаны с новостями с фронта и временны, пока не нашла документы в его кармане. Оказалось, что он втайне от неё прошел медкомиссию и уже заключил годовой контракт. Аннеле Эдуардовне пришлось принять ситуацию и решение супруга. «Когда мы его провожали, Адаш мне сказал, что вернется, он уезжал туда не умирать, он был уверен, что выполнит свой воинский долг и обязательно вернется живым и невредимым», – говорит супруга. И действительно, почти год Куулар Адаш доблестно воевал на полях ДНР и ЛНР, метр за метром освобождая земли и население от вражеских войск.
«Муж звонил мне или маме каждый раз, когда появлялась возможность, – рассказывает Аннела Эдуардовна, – он немногословный и строгий, поэтому о службе ничего не говорил, возможно, не хотел нас волновать, в основном расспрашивал о детях. В марте 2023 года Адаш получил осколочное ранение в бедро, две недели провел в госпитале. Так получилось, что ранее мы подали заявление на заключение брака, дату нам назначили на 19 мая, поэтому в связи с женитьбой и ранением его отпустили домой. Обратно он уехал 6 июля вместе с моим двоюродным братом Ианисом Ильгизаровичем, он, добровольно заключив контракт, отправлялся на СВО впервые».
«Когда мы туда приехали, нас отправили в большое наступление в районе Авдеевки, нас было много, несколько частей и подразделений: 55-я, 74-я, 35-я, 114-я, “Сомали”, добровольцы ДНР. Бои шли тяжелые и упорные, – вспоминает Ианис Ильгизарович, – с Адашем Юрьевичем мы были в разных батальонах: он – в пехоте, я – в минометном. Его тогда назначили командиром взвода, но на бумаге он продолжал числиться стрелком. Знаю, что Адаш Юрьевич пользовался в батальоне уважением, был авторитетом, к нему прислушивались, у него многие находили поддержку, потому что он был еще и справедливым человеком. Принципиальным и смелым, рассудительным и решительным, он был прирожденным воином».
«У Адаша был друг и боевой товарищ Валерий, они вместе воевали до ранения мужа, а потом попали в разные подразделения, – делится воспоминаниями супруга, – во время отпуска Валерий приходил к нам в гости. Много рассказывал о муже, восхищался им. Рассказал мне о том, как они почти месяц жили в вырытом в земле блиндаже, холодном и сыром. Ребята, чтобы хоть как-то согреться, старались лечь спать в глубине землянки, а Адаш – никогда. Он всегда спал снаружи, у входа. “Я тут лягу, перекрою своим телом вход, вам теплее будет, да и врагов первым замечу, смогу поднять тревогу”, – так он говорил своим товарищам, и это очень на него похоже. Он и в мирной жизни был таким. Сначала думал о других, потом – о себе».
Первым о гибели Адаша Куулара узнал Ианис Ильгизарович, ему пришлось взять на себя тяжелую ответственность передать эту трагическую весть сестре – Анелле Эдуардовне. «По словам его сослуживцев, Адаш отправился на задание 9 ноября, а погиб 12-13 ноября, в свидетельстве о смерти была записана дата, когда его тело было эвакуировано. Он тогда погиб вместе с русским парнем, их догнала “Баба-Яга”, так мне сказали его друзья. Я очень хорошо помню разговор с Адашем 9 ноября, он мне запомнился, потому что показался странным. Муж велел мне снять с карточек все деньги, затем попросил, чтобы я на день рождения дочки купила всё, что она попросит. Амина родилась 26 ноября. Он её любил больше всех на свете. В тот день Адаш говорил так, будто со мной прощался, – здесь голос Анеллы Эдуардовны дрогнул, а в глазах появились слезы от тяжелых воспоминаний, – а потом – тишина… несколько дней от мужа не было ни звонков, ни сообщений. Я не хотела верить в плохое, надеялась, что он на задании, там, где нет связи, и скоро я снова услышу его голос. Когда 23 ноября, утром, пришел брат с сообщением о смерти мужа, я ему не поверила, в такое трудно поверить, и до сих пор не верится…».
Тело Куулара Адаша прибыло в Туву 29 ноября. Неделю борт из-за нелетной погоды не мог вылететь из Ростова-на-Дону. На протяжении этой недели домой приходили друзья, одноклассники, коллеги, чтобы выразить соболезнования супруге и матери. Наконец, борт прибыл, 1 декабря воина предали родной земле на Аллее Славы в Кызыле. Супруга плохо помнит тот день, ей казалось, что поток людей, желающих попрощаться с Адашем, был нескончаемым. Каждый, кто его знал, хотел почтить его память и попрощаться.
Адаш родился в селе Бай-Хаак, спустя 10 лет у него появился брат Монгун, которого он очень любил. Отца зовут Юрий Чыртак-оолович, маму – Светлана Мамай-ооловна. Отца не стало, когда Адаш перешел в 3 класс, он попал в ДТП. Спустя несколько лет в семье появился отчим Леонид Григорьевич, он научил пасынка работать со сварочным аппаратом и чинить проводку. Строгим и немногословным Адаш был с малых лет, его даже в школе за серьезность назначили старостой класса. Он умел «построить» ребят. И они принимали его авторитет, были дружными, не хулиганили. Учился Адаш хорошо, постоянно участвовал в олимпиадах по математике, был активным игроком команд по волейболу и баскетболу, умел хорошо играть в шахматы, а также увлекался хурешем, но больше всего ему нравилась история и книги о различных исторических событиях и фактах. Благодаря отцу еще в совсем юном возрасте Адаш научился играть на гитаре. В старших классах он собирал вокруг себя ровесников, играл, пел, был в центре внимания. Мечтал стать учителем истории, но поступить в тувинский госуниверситет не смог, хотя ЕГЭ сдал хорошо, набрал высокие баллы. Мама с сожалением рассказывает, что тогда потеряла важные документы сына, из-за чего его не зачислили. Адаш отправился в армию. Срочную службу проходил в Ставрополе, в должности снайпера, в 9-й десантно-штурмовой роте. Примечательно, что Адаш – левша, поэтому его как снайпера-левшу очень ценили. После срочной службы юноша заключил контракт и отправился в Северную Осетию. Служба ему нравилась, матери от командования приходили благодарственные письма, а сын во время отпусков приезжал к маме с подарками.
После окончания контракта Адаш Юрьевич вернулся в Туву, сразу устроился водителем в Верховный Хурал, был удостоен Благодарности Палаты представителей ВХ РТ. В 2015 году работал мастером отдела контроля в МУП «Благоустройство», параллельно учился в ТГУ на юридическом факультете, диплом получил в 2016 году. Имея диплом на руках, устроился сначала стажером в отделение полиции «МО МВД РФ Тандинский», а затем – и полицейским-кинологом. С Анеллой они познакомились в 2012 году, оба – студенты, их свели общие друзья. «Мне он понравился с первого взгляда: высокий, красивый, общительный, с отличным чувством юмора. Я ему тоже сразу понравилась, он мне позвонил на следующий день, пригласил на свидание, так мы стали встречаться, – вспоминает Анелла Эдуардовна. – В 2014 году у нас родилась дочь, в которой он души не чаял. У меня уже был сын Чамзы-Эртине, ему было три годика на момент знакомства с Адашем. Они сразу же нашли общий язык. Сейчас сыну уже 15 лет, до сих пор говорит об отчиме с любовью и уважением. Адаш никогда не повышал голоса ни на сына, ни на дочь. Одного его взгляда было достаточно, чтобы дети успокоились (улыбается). Когда муж устроился в полицию, наш дом превратился в большую конуру (смеется): ему дали старенькую овчарку, шерсть из неё лезла клочьями. Адаш мыл её в ванной, а я отмывала весь дом от шерсти и запаха. Потом его перевели в Балгазын, в патрульно-постовую службу, откуда он ушел в 2020 году с должности старшего участкового, мы вместе занялись предпринимательской деятельностью. А потом он ушел добровольцем на СВО…».
Адаш Юрьевич любил семью, считал, что мужчина – глава семьи, кормилец и защитник. Все свое внимание и время он направлял на то, чтобы обеспечить родных всем необходимым. У него была мечта. После окончания контракта он хотел купить скот, построить чабанскую стоянку и заняться земледелием. Не сбылось.
В памяти родных, близких и всех, кто его знал, Куулар Адаш Юрьевич навсегда останется настоящим мужчиной, верным своему слову, принципам, семье и Родине!
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

