Кокер-оол Иннокентий Николаевич
Кокер-оол Иннокентий Николаевич
Кокер-оол Иннокентий Николаевич

07/12/1989—18/01/2023

рядовой, стрелок

Медаль «За отвагу», знак Черный крест (посмертно).

ВАЙБЕР
Место службы: ЧВК «Вагнер»

Зажгите свечу памяти

Свечу (чула) памяти зажгли раза

  • Отметка: ЧВК "Вагнер"
  • Добавлено: 17 ноября 2025 г. 19:53
  • Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
  • Просмотров: 4

ФИО

Кокер-оол Иннокентий Николаевич


Дата:

07/12/1989—18/01/2023


Место рождения:


Реставрация фотографий Героя

Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)

Кокер-оол Иннокентий Николаевич

Источник→

Кокер-оол Иннокентий Николаевич

Лицо→

Биография/очерк

«Сосед, я уезжаю из Тувы, оставляю тебе свой “Москвич”, живите счастливо, у вас еще всё впереди!» – с такими словами сосед по лестничной площадке попрощался с Николаем Егоровичем и уехал. Это был неожиданный и приятный подарок. Старенький «Москвич» прослужил семье Кокер-оол не много и не мало – 10 лет. Молодые супруги только начали жить вместе и ждали первенца. Сына решили назвать в честь соседа – Иннокентием, но дома, в школе и во дворе все звали его просто: Кеша. Отец семейства Николай Егорович много лет проработал строителем, а его супруга Саяна Айызаповна – методистом в управлении культуры. Сейчас Николай Егорович работает заведующим по хозяйственной части управления культуры, его супруга 8 лет назад ушла из жизни после тяжелой болезни.


Когда они познакомились, у Саяны Айызаповны была маленькая дочь Инесса, которую Николай вырастил как родную. Сын Кеша рос, по словам отца, очень спокойным мальчиком, любил смотреть мультфильмы или что-нибудь мастерить своими руками. Часто играл во дворе с ребятами, но заводилой не был, далеко не убегал и всегда возвращался домой вовремя. В общем, хлопот родителям не доставлял. Его старательность отмечали и учителя, Кеша учился в шагонарской школе № 1, в аттестате – одни «4» и «5». Больше всего он любил ездить с отцом на  «Москвиче» на рыбалку. «Я не рыбак, но мы часто с соседями собирались и ездили на рыбалку. Мне нравилось наблюдать за рыбаками, помогать им, чаще всего нам попадались щуки, мелких мы отправляли обратно в реку, а больших привозили домой. Кеша всегда со мной ездил, – рассказывает Николай Егорович, – сын научился плавать, потом, когда он подрос, я учил его вождению, потом учил мелкому ремонту машины, он мог самостоятельно поменять колесо. Также я его часто брал с собой на стройку. Он обучился у меня многим строительным работам, и ему нравилось. Кеша больше любил работать руками. У него был целый арсенал разного ручного инструмента: шуруповерт, болгарка, разные отвертки и ключи. Я научил его ставить пластиковые окна, межкомнатные и входные двери, этот навык потом ему пригодился, после школы, в свободное время, он подрабатывал тем, что брал заказы у горожан по установке окон и дверей. Работу делал качественно и быстро, поэтому клиентов у него всегда хватало. В подростковом возрасте дома, в своей комнате, Кеша мастерил столы и стулья, они у него получались аккуратными и добротными. Я думаю, что урок труда у него был самым любимым».


Когда Кеше исполнилось 15 лет, в их семье случилось радостное событие – родился братик, которого родители назвали Ян. Николай Егорович признается, что они с супругой долгое время мечтали родить еще одного ребенка, но не получалось. Он возил жену на лечебные источники, они посещали врачей, но второго сына судьба им подарила после того, как они перестали об этом думать, когда решили: «Пусть будет так, как должно быть». Кеша был очень рад появлению братика, помогал маме, приглядывал за ним, играл, ухаживал.


«Самое теплое моё воспоминание, связанное с братом, это когда мы вместе с ним провели целый день, – вступил в беседу младший брат Ян, – мы сидели в комнате, сначала строгали и делали стол, потом играли в игры, Кеше и мне нравилось играть в стрелялки. Он был хорошим братом, заботливым и внимательным. Постоянно мне говорил, чтобы я вел себя хорошо, не связывался с плохими компаниями. А если я до поздна играл на улице, то беспокоился и шел меня искать».


В детстве Иннокентий мечтал носить погоны, хотел работать либо в милиции, либо стать военным, однако слабое здоровье не позволило ему осуществить мечту. Он пытался прорваться в армию два раза, но каждый раз медкомиссия выносила вердикт «не годен».


«Я помню, как мы провожали Кешу в армию, – сестра Инесса улыбается, вспоминая эту историю, – он же у нас такой тихий и спокойный, мы с мамой так переживали за него, боялись, что его будут в армии обижать. Приехали все вместе в Кызыл, так не хотелось его отпускать, плакали. Кеша ушел, мы вернулись домой в Шагонар, а через два дня стук в дверь, открываем дверь, а там Кеша, расстроенный...».


После окончания школы Иннокентий поступил в професииональное училище № 8 г. Шагонара, через год, получив диплом слесаря по ремонту автомобилей, решил остаться в училище и обучиться еще одной специальности, в 2009 году он получил свидетельство строительного столяра 3 разряда. А в 2014 году он стал профессиональным электросварщиком пройдя обучение в Тувинском техникуме жилищно-коммунального хозяйства и сервиса. Вот так старательный парень обучился и освоил сразу три профессии.


Подработка по установке окон и дверей хоть и приносила доход, но не достаточный, к тому времени Иннокентий встретил девушку, познакомил с родителями, Николай Егорович выделил им отдельную комнату – в тесноте, да не в обиде. А когда Иннокентий и Шенне узнали, что в скором времени станут родителями, Кеша решил по примеру многих шагонарцев отправиться на заработки в Москву. «В те годы многие наши знакомые уехали на заработки и хорошо получали, поэтому и Кеша, посовещавшись с друзьями, решил отправиться туда, – вспоминает Николай Егорович, – я его поддержал, а что делать, работы в городе нет, а даже и если есть, то запрплата маленькая, а молодые хотели купить свое жилье, обустроиться. Кеша с друзьями уехал в Москву и устроился на работу в тепличный комплекс, где выращивались овощи. Это сезонная работа с весны до осени. Но платили очень хорошо. Сын был доволен и условиями, и зарплатой. А то, что работа тяжелая, так он у меня всегда был трудолюбивым и никогда не боялся никакого труда».


В Москву на заработки Иннокентий ездил в течение трех сезонов. За эти годы у него родились две дочери – Тайгана и Диана. Николай Егорович рассказывает, что невестка очень хорошо ладила с женой, они были, как близкие подруги, всегда и везде ходили вместе. Он не знает истинной причины, возможно, частые длительные отъезды сына сыграли в этом роль, но после третьей поездки в Москву Иннокентий и Шенне расстались. Девушка вернулась к родителям вместе с дочками, которые жили в соседнем доме, поэтому девочки могли в любое время прийти к папе или к дедушке. Кеша продолжал о них заботиться и любить. Весной 2022 года произошло непоправимое. В результате трагичного случая Иннокентий оказался под следствием. Позже, после суда, он принял решение отправиться на СВО. «Мне не дали возможности встретиться с сыном, поговорить с ним, только передали от него записку, где он написал: “Папа, война началась, я решил поехать туда, буду защищать Родину”. Через неделю я узнал, что сын уже в Ачинске, где вместе с другим ребятами, собранными со всей Сибири, проходил военную подготовку, а в октябре их всех отправили в зону боевых действий».


Николай Егорович уверен, что сын решил отправиться в зону Специальной военной операции не для того, чтобы сократить срок, Иннокентий хотел искупить кровью свою вину, а также, считает отец, он хотел осуществить свою детскую мечту: «Кеша, сколько помню, всегда смотрел фильмы про войну, став взрослым, он ходил только в спецодежде с камуфляжным рисунком, книги тоже читал на военную тематику, даже любимая песня у него была военная. Быть военным – это была его заветная мечта. Конечно, жаль, что она осуществилась вот таким вот образом. Но мой сын, я уверен, храбро вел себя на поле битвы, трусом он никогда не был. Их же там отправили в самую первую “Бахмутскую мясорубку”, откуда мало кто вышел живым...».


Кокер-оол Иннокентий Николаевич погиб в бою вблизи города Артемовска Донецкой Народной Республики 18 января 2023 года. Это были первые, самые кровопролитные бои, куда в первых рядах отправляли вагнеровцев. О смерти отцу сообщил по телефону незнакомый голос, мужчина, представившись старшим прапорщиком, сказал, чтобы ожидали груз в течение ближайших пяти дней. В тот день, вспоминает Николай Егорович, в республику доставили тела очень многих ребят: «Я очень долго ждал, когда выдадут гроб моего сына, он был закрытым, и мне запретили его открывать, так его и похоронили. Попрощаться с сыном пришло много его друзей, одноклассников, родственников. Многие с удивлением читали его имя на табличке, не знали, что его полное имя Иннокентий, всю жизнь считали, что его зовут Кеша (грустно улыбается). Проводили Кешу достойно. Его смерть стала для нас всех тяжелой утратой, мне и сейчас трудно вспоминать об этом, но я им горжусь, он встретил смерть, как настоящий воин, хотя не имел никакой подготовки, он ведь даже срочную службу не проходил».


Спустя год раздался звонок, женщина по другую сторону провода сообщила Николаю Егоровичу, что им на адрес по почте отправлены награды. Через несколько дней отец получил медаль «За отвагу!» и знак Черного креста. Медаль «За отвагу» – государственная награда Российской Федерации, вручаемая за мужество и отвагу, проявленные в боях, а Черный крест – это награда ЧВК «Вагнер», вручается за выполнение сложных задач в период боевых действий и приравнивается к государственной награде России – Ордену Мужества. Обе награды были выданы родным посмертно.


Николай Егорович почтил смерть сына и еще двух ребят, изготовив и установив во дворе дома мемориал. Он его поставил за свой счет, помощь ему оказала администрация Шагонара, выделив участок и дав разрешение на установку мемориала.



Автор: Роланда Сандан

  • Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
  • Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

Отзывы