Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: Военнослужащий
- Добавлено: 17 ноября 2025 г. 19:46
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 5
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Николай Олчеевич и Екатерина Ховалыговна – одноклассники. Отец Николая работал директором совхоза, по распределению его из родного села Тээли отправили поработать в Чаа-Холь, куда он прибыл с супругой и четырьмя детьми. Впоследствии у них родилось еще 9 детей, таким образом, Николай – старший из 13 детей. Традицию большой семьи он продолжил. В браке с Екатериной у них родилось 10 детей. Обосновались супруги Кара-Донгак на родине главы семейства – в сумоне Хемчик села Тээли Бай-Тайгинского района. Когда они узнали, что у них вскоре родится первенец, Николай Олчеевич собирался отправляться в армию. Первой в семье родилась дочь. Вернувшись из армии через два года, Николай Олчеевич поступил в Красноярское сельскохозяйственное училище на агронома, в этот период у супругов родился второй ребенок – сын.
«Имя первой дочери давал папа. Он назвал её Саяна и сказал, что всех последующих детей будет называть именами, начинающимися с букв этого имени, – с улыбкой рассказывает средняя дочь Екатерина Николаевна, – то есть уже тогда он дал ясно понять, что детей будет пять. Так появились Аян, Ян, Нелля и брат Амдакай. Когда план папы был выполнен, и родилась я, отец решил в благодарность маме – за то, что она родила ему пятерых детей – назвать шестого ребенка, то есть меня, в честь мамы – Екатериной (улыбается). Ну а дальше имена детям родители давали без какого-либо плана. Мою сестренку назвали Мартой, потому что она родилась в марте, восьмого ребенка – братика – назвали в честь отца – Николаем, младших дочек они просто назвали Солангы и Адыя. Вот такая история (смеется)».
В советские годы Николай Олчеевич трудился главным агрономом, затем, когда совхоз расформировался, некоторое время работал в школе учителем труда, а после его назначили председателем администрации сумона Хемчик. Добрый, хозяйственный, заботливый и одновременно требовательный и строгий – таким запомнила отца Екатерина Николаевна. Она из всех детей чаще проводила время с папой, была его любимицей. «Папа садил меня на спину и шел на поля проверять работу трактористов, был начитанным, по дороге всегда рассказывал мне басни, как потом я узнала, они были им сочиненные (смеется). Еще папа умел изготавливать из дерева традиционную мебель и бытовую утварь. Если мы проказничали, то он нас строго наказывал трудом, а мама, наоборот, была ласковой, заботливой, всю свою жизнь она посвятила нам. Научила нас вкусно готовить, держать в доме чистоту, мама очень любила читать, в свободное время она либо читала, либо рисовала простым карандашом пейзажи и лошадей. Мама очень красиво рисовала! А какой она была мастерицей, великолепно вязала и шила. На все новогодние утренники отшивала нам такие красивые костюмы! Мы всегда занимали первые места. В 2009 году маме присвоили звание “Мать-героиня”. Мои родители – ветераны труда».
Все дети, в том числе и Аян, учились в тээлинской средней школе № 2. Были способными, умными, талантливыми ребятами. Саяна Николаевна много лет проработала в пограничной части, ушла на заслуженный отдых в статусе ветерана. Ян Николаевич после возвращения из армии погиб в результате трагического случая. Нелля Николаевна и Солангы Николаевна работают кассирами в одной организации, воспитывают детей. Амдакай Николаевич работал в правоохранительных органах, погиб много лет назад, на службе. Екатерина Николаевна – артистка государственного ансамбля песни и танца «Саяны». Марта и Адыя Николаевны – домохозяйки, воспитывают детей, а брат Николай Николаевич трудится в крупной компании главным поваром. Из всех детей Аян, пожалуй, был самым талантливым. По словам сестры, умение мастерить и изобретать было у него в крови. У Аяна Николаевича были две страсти: фотография и рыбалка. Еще в юные годы он обошел все окрестности Бай-Тайгинского района.
«Брат мог собрать и изобрести всё, что угодно. Став взрослым, он много лет проработал в центре дополнительного образования “Авырал” имени В. Д. Иргита, коллектив и ученики до сих пор вспоминают о нем с теплотой, – рассказывает о брате Екатерина Николаевна, – если Аян был изобретателем, то Ян был дизайнером, он сам шил такие красивые костюмы! А когда отец купил фотооборудование, то Аян быстро освоил это искусство и стал очень талантливым фотографом. Еще брат очень любил играть в хоккей и рыбачить. Сейчас вспомнила о том, как Аян к Новому году всем своим одноклассникам делал страшные маски (смеется) из пластилина. А однажды для Коли он изготовил настоящий костюм рыцаря, используя металл консервных банок, потом этот костюм кто-то попросил, и так он ушел по рукам. Аян был, как папа, общительным: если разговор касался компьютерной техники или туризма, то он мог целую лекцию прочитать (смеется)».
После окончания в 1993 году 11 класса Аян поступил в Кызылское профессиональное училище на специальность «оператор ЭВМ». По его окончании в 1995 году был призван служить в ряды ВС РФ, в Свердловскую область, службу проходил в закрытом военном городке Лесной (в/ч 3275). Недалеко от них располагался еще один небольшой город Нижняя Тура, откуда в один прекрасный день, когда Аян нёс службу на пропускном пункте, пришла девушка. Спустя некоторое время Аян и Светлана начали тесно общаться, он даже познакомился с её родителями, но вернулся из армии один, а своим родным ничего про Светлану рассказывать не стал.
«Я тогда училась еще в школе, когда в нашем сумоне появилась русская девушка с двумя огромными сумками, – вспоминает Екатерина Николаевна, – оказалось, что это невеста брата. Для Аяна её приезд стал неожиданным. Помню, как он выбежал на улицу, поднял её на руки и закружил (смеется). Брат был очень счастлив, что Светлана приехала из далекого Урала в незнакомую Туву. Родители были в таком замешательстве, дома началась паника, зачем-то отправили детей за учителем русского языка (смеется). А когда отец начал забивать барана, Света аж заплакала и потом долго не хотела выходить из комнаты. Некоторое время Светлану в сумоне, да и в Тээли, воспринимали как нечто диковинное, ведь в нашем селе русских практически не было. Брата с невестой поселили в отдельной комнате. Прожили они в родительском доме до 2019 года. Светлану никто не заставлял работать, да она особо и не хотела, занималась своими делами: огородом и воспитанием двух сыновей, которые у них родились в 1999 и 2000 годах. Максим и Аман росли очень милыми мальчиками, учились в той же школе, что и мы, прекрасно говорили на тувинском языке, они выросли больше тувинцами, чем русскими (улыбается)».
Когда не стало родителей Аяна, а сыновья уехали друг за другом служить в армию, Светлана Сергеевна засобиралась на родину – в Нижнюю Туру. Через год вслед за женой уехал и Аян Николаевич, хотя ему было трудно покидать родную Туву, но семья есть семья. Там он устроился работать в частное охранное предприятие.
«Мы поддерживали связь с братом, созванивались. Переписывались, – рассказывает Екатерина Николаевна, – ездить в гости было далековато, ведь и нам нужно было работать, содержать свои семьи. Когда началась Специальная военная операция, мы даже и не думали, что Аян отправится туда. Но в сентябре 2022 года в рамках мобилизации брату пришла повестка из военного комиссариата Свердловской области. Вопроса о том, чтобы как-то уклониться от службы, даже не стояло, брат отправился добровольно и с большим энтузиазмом. Это так похоже на него! Тогда ему было 46 лет. Когда брат получил ранение и вернулся домой к жене, он хотел приобрести на компенсацию сыновьям жильё и остаться, ему этого не дали. Один глаз брата практически перестал видеть, а один осколок из ноги так и не извлекли. До конца не долечившись, он по настоянию супруги снова отправился на СВО, кроме того, брат опасался, что если он не вернется на службу, то одного из сыновей могут забрать».
Аян Николаевич был отличным солдатом, использующим свои незаурядные способности изобретателя при исполнении заданий. Родные считают, что Аян мог бы внести большой вклад в усовершенствование БПЛА, если бы ему представилась такая возможность. Благодаря дисциплине, храбрости и исполнительности он пользовался уважением среди сослуживцев и командования. О чем говорят полученные награды. За храбрость и самоотверженность во время выполнения боевого задания Аян Кара-Донгак был награждён медалью Министерства обороны РФ «За воинскую доблесть» I степени, а потом и медалью «За воинскую доблесть» II степени.
В конце августа 2023 года ефрейтора Кара-Донгака отпустили домой. Через две недели, 12 сентября 2023 года, он внезапно скончался – сказались тяжелые условия, в которых боец пребывал на СВО. Полученное на войне воспаление легких, не получив должного лечения, стало причиной скоропостижной смерти. «Мне очень жаль, что его супруга не разрешила похоронить брата в родной земле, – с грустью говорит Екатерина Николаевна, – нам пришлось проводить его в последний путь там, в Нижней Туре. Тем не менее, наш брат Аян останется навсегда в нашей памяти, в памяти односельчан и всех, кто его когда-то знал замечательным, талантливым и добросовестным человеком, настоящим сыном бай-тайгинской земли, беззаветно любившим свою малую родину и тувинский народ!».
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

