Доржу Отчугаш Иванович
Доржу Отчугаш Иванович
Доржу Отчугаш Иванович

18/09/1997—18/01/2023

рядовой, штурмовик

Медаль «За отвагу», знак «Черный крест» (посмертно).

ВАЙБЕР
Место службы: ЧВК «Вагнер»

Зажгите свечу памяти

Свечу (чула) памяти зажгли раза

  • Отметка: ЧВК "Вагнер"
  • Добавлено: 17 ноября 2025 г. 19:31
  • Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
  • Просмотров: 4

ФИО

Доржу Отчугаш Иванович


Дата:

18/09/1997—18/01/2023


Место рождения:


Реставрация фотографий Героя

Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)

Доржу Отчугаш Иванович

Источник→

Доржу Отчугаш Иванович

Лицо→

Биография/очерк

В далеком 1934 году в селе Теве-Хая Дзун-Хемчикского района была открыта Тувинская государственная комплексная сельскохозяйственная опытная станция. Станция занималась исследованиями в области улучшения породности и продуктивности местного скота, а также изучением потенциала пастбищных угодий. Теве-Хая еще называли колыбелью аграрной науки Тувы. Семья Доржу проживала в этом селе и трудилась в знаменитом совхозе «Тувинский». Отец Иван Чыкайбанович работал чабаном, а также был знатным кузнецом и талантливым строителем. Мама Ирина Даниловна работала зоотехником, потом – учителем предмета «животноводство» в экспериментальной агрошколе, трудилась секретарём комсомольской ячейки, а также в составе молодежной делегации ездила по обмену опытом в Монголию. Когда совхоз закрылся, семья переехала в Кызыл. Тогда младшему сыну Отчугашу было примерно 5 лет. Начальные классы он закончил в гимназии № 9, а после Ирина Даниловна решила вернуться в родное село. К тому времени старший сын Николай служил в армии, а мужа Ивана Чыкайбановича не стало, из жизни он ушел в молодом возрасте. В селе Ирина Даниловна занялась растениеводством и животноводством, она держала более десяти коров.


Отчугаш родился похожим на отца, он унаследовал не только внешность, но и способности к обучению, мальчик учился в школе так же хорошо, как и папа. Также сыну передались способности к ручному труду, он умел строгать, пилить, строить, ремонтировать. Был талантлив во всем и очень трудолюбив. Обладал отличной памятью. Любил вольную борьбу, в школьные годы участвовал в соревнованиях и неоднократно занимал призовые места. Мама до сих пор хранит дома его грамоты и медали. Очень любил отмечать свой день рождения и праздники. Ему нравилось веселиться. Шустрого и смышлёного мальчика учителя хвалили, особенно они отмечали его воспитанность. Он умел галантно обходиться с девочками своего класса и учителями. Отчугаш обожал лошадей и автотехнику, поэтому в школьные годы то мечтал стать табунщиком, то мечтал открыть собственное СТО и заниматься ремонтом автомашин. Рассказывая о сыне, Ирина Даниловна не может сдержать слёз, талантливый, умный, целеустремленный парень мог бы многого достичь в жизни, много сделать полезного и хорошего, если бы его судьба сложилась иначе. Если бы на его пути не встретились люди, не просто изменившие его жизнь, а сломавшие её. Материнское сердце не может смириться с тем, что её сын лежит в сырой земле, а люди, ставшие первопричиной его гибели, продолжают жить, как ни в чём не бывало. И этот рассказ о сыне – её исповедь.


В 2013 году после окончания 9 класса теве-хаинской средней школы юноша поступил в Тувинский агропромышленный техникум села Балгазын на специальность «эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования». Активного студента педагоги назначили старостой общежития. Когда Ирина Даниловна приезжала навестить сына, преподаватели благодарили её за воспитание сына, отмечали его успеваемость и активную жизненную позицию. После окончания техникума Отчугаш устроился бетонщиком в крупную строительную компанию. По словам матери, сын был очень целеустремленным, его девиз был: «Только вперед!». Он был оптимистом, который строил большие планы на жизнь. Хотел много достичь, быть полезным, оставить после себя след и хорошую память.


«Одно время Отчугаш работал в хурээ, выполнял поручения лам, – вспоминает о сыне Ирина Даниловна, – однажды они поехали в Кунгуртуг, оттуда возвращались на Урале. Я точно не знаю, но, видимо, ламам подарили скакуна, который не вошёл в Урал. Так мой сын верхом на этом скакуне следом за Уралом с Кунгуртуга до Кызыла приехал. Конечно, они по дороге останавливались, отдыхали. У меня даже есть видео, как он скачет рядом с Уралом».


«Отчугаш был приветливым, дружелюбным и щедрым, – рассказывает троюродная сестра Алтынай Кошевойевна, – с малых лет он был очень смышленым и общительным. Уже в 5-летнем возрасте мог заговорить любого взрослого. Помню, однажды Отчугаш, ему тогда было 7 лет, приехал к нам на работу на такси. Мы так удивились. Водитель такси был русским мужчиной, а Отчугаш по-русски говорил плохо, но при этом он как-то умудрился уговорить водителя отвезти его в нужное место. Он был тактичным, но настойчивым и решительным мальчиком. Лидерские качества проявились у него еще в детстве, при этом он был отзывчивым, время от времени приводил домой или к нам на работу людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Это мог быть потерявшийся ребенок или пожилой человек, забывший дорогу домой. И мы под руководством Отчугаша всегда помогали им. Особенно трепетные отношения у него сложились с мамой Ириной Даниловной. Он её очень любил и старался во всем помогать ей. Брат Николай был спокойным и медлительным, а Отчугаш, наоборот, быстрым и шустрым, как огонёк, ведь его имя в переводе с тувинского языка означает “огонёк”. Для нас он был огоньком надежды! На свои первые заработанные деньги Отчугаш купил матери серебряные серьги, надевая их, он сказал: “Еще чуть-чуть и я куплю и надену на твои плечи норковую шубу, я обязательно её куплю тебе, мама!”. Отчугаш стремился радовать свою маму каждое мгновение».


«В один день сын привёл девушку по имени Александра, он с ней познакомился, когда учился в Балгазыне, – рассказывает Ирина Даниловна, – в 2017 году у них родилась дочь Динара, копия папы, такая же красивая, умная, шустрая, талантливая. Сейчас внучке 8 лет. Последний раз я с ней виделась, когда Динарочке было 5 лет, с тех пор её не видела. Скучаю по ней. Сын очень любил дочь, но Александра бросила его, оставила дочь своим родителям, а сама нашла другого мужчину. Не разрешала моему сыну видеться с дочкой. Отчугаш так переживал, страдал, он же и Александру любил, и дочку любил.  А потом случилось несчастье, сына осудили. Осудили несправедливо! Это моя боль! В 2020 году моего сына обвинили в краже лошади, это было ужасно! В нашем селе есть один табунщик – состоятельный, но нехороший человек, у него украли лошадь, и он обвинил в её пропаже Отчугаша. До этого мой сын прокатился на лошади своего знакомого, кто-то доложил тому табунщику, что якобы Отчугаш катался на его пропавшей лошади. Тот, не разбираясь, решил, что его лошадь украл Отчугаш. Но мой сын этого не делал! Не такой он человек! Самое страшное – табунщик не просто обвинил, а приехал со своими парнями и очень сильно избил Отчугаша, Так, что у сына было сотрясение мозга, он даже не мог сам испражняться (плачет). Его, избитого, забрали в полицию, где он кое-как провел ночь, а потом, когда его состояние ухудшилось, отправили в больницу. Там он провел 11 дней. Я ничем не могла помочь сыну, мы же простые люди… Ему дали три года, отправили в исправительное учреждение Шагонара. У этого табунщика и после пропадали лошади, что говорит о невиновности моего сына».


В ноябре 2022 года, когда до окончания срока оставалось полгода, Отчугаш принял решение заключить контракт и отправиться на СВО. О своем решении он сообщил матери по телефону, сказал: «Не переживай, мама, я обязательно вернусь, всё будет хорошо». Ирина Даниловна, конечно, отговаривала его, но сын сказал, что снимет с себя судимость, очистит своё имя и пойдет учиться, станет хорошим врачом и будет помогать людям.


«Я хотела забрать внучку, но родители Александры мне отказали, – рассказывает Ирина Даниловна, – они молодые, сказали, что сами её воспитают и вырастят. А она – единственное, что осталось после сына, и я бы хотела её чаще видеть, рассказывать ей об отце, чтобы она о нём помнила».


В феврале Ирине Даниловне позвонил представитель ЧВК «Вагнер»: «Ваш сын погиб, примите наши соболезнования». Эта весть стала для матери, измученной ожиданием хоть каких-то вестей с фронта, настоящим ударом. Более того, представители сказали, что не могут доставить тело сына в Кызыл и попросили приехать за ним в Абакан. Автомашина с грузом 200 сломалась.  В те тяжелые дни никто не протянул руку помощи, Ирине Даниловне пришлось самой отправляться в соседний регион и своими силами транспортировать тело сына на родину. Вместе с ней закрытые гробы забрали еще пять семей. Никакой помощи и поддержки Ирина Даниловна не получила и в родном селе. Отчугаш Куулар был первым погибшим в Специальной военной операции из села Теве-Хая. Но ни «живого» коридора, ни помощи в погребении не было, Ирина Даниловна говорит, что даже представители администрации на похороны не пришли. Проводить в последний путь Отчугаша пришли лишь родственники и друзья. «На сегодня в нашем селе уже похоронены восемь ребят, которые погибли в Специальной военной операции, еще более 10 пропали без вести, – немного успокоившись, рассказывает Ирина Даниловна, – наше село – самое большое в районе, жители – дружные, хорошие. Мой сын был первым погибшим, и администрация, видимо, была не готова, поэтому похороны сына прошли так, незаметно и без воинских почестей. Но я знаю и верю, что мой сын был храбрым воином, что он и там, на войне, шёл только вперед!».


«Когда Отчугаш погиб, никто не хотел верить в это, – говорит Алтынай Кошевойевна, – мой брат внёс свой вклад в общую победу, и эта мысль греет мою душу. Брат Николай после гибели младшего брата тоже заключил контракт и собирался на СВО, но не успел, страшная автоавария унесла его жизнь, теперь Ирина Даниловна осталась одна, ей осталось лишь хранить память о своих сыновьях. Она хорошая мама, воспитавшая двух достойных сыновей Тувы!».


Автор: Роланда Сандан

  • Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
  • Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

Отзывы