Допчун-оол Маадыр Чаш-оолович
Допчун-оол Маадыр Чаш-оолович
Допчун-оол Маадыр Чаш-оолович

"Мадар"

10/05/1973—31/03/2023

рядовой, штурмовик

Медаль «За отвагу», знак «Черный крест» (посмертно).

ВАЙБЕР
Место службы: ЧВК «Вагнер»

Зажгите свечу памяти

Свечу (чула) памяти зажгли раза

  • Отметка: ЧВК "Вагнер"
  • Добавлено: 17 ноября 2025 г. 19:27
  • Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
  • Просмотров: 6

ФИО

Допчун-оол Маадыр Чаш-оолович


Дата:

10/05/1973—31/03/2023


Место рождения:


Реставрация фотографий Героя

Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)

Допчун-оол Маадыр Чаш-оолович

Источник→

Допчун-оол Маадыр Чаш-оолович

Лицо→

Биография/очерк

Оюрбаа Дулушовна работала почтальоном, потом – в школе-интернате, откуда ушла на заслуженный отдых. Она была тихой, скромной и трудолюбивой женщиной. Чаш-оол Маадыевич работал водителем, был общительным и дружелюбным человеком. В молодости он попал в автоаварию и лишился одной ноги, но не унывал, водил специальную машину, которую ему выделило государство. Ушел из жизни после продолжительной болезни. Семья сначала жила в небольшом селе Кара-Тал, а после его затопления при строительстве водохранилища переехала в новое село Чаа-Холь. Супруги – многодетные родители. Воспитали восьмерых детей. Когда они встретились, у Оюрбы Дулушовны был сын Вячеслав, а у Чаш-оола Маадыевича после смерти первой супруги осталось трое детей: Рита, Артур и Шолбан. В браке у них родилось еще четверо детей: Маадыр, Владлен, Марат и Марина. Всех растили, как родных.


Со старшим сыном Вячеславом связана печальная история. В 1981 году он, как и тысячи других новобранцев, отправился в армию, его призвали в Хабаровский край. Слава должен был вернуться в 1983 году, но без вести пропал. Матери командование сказало, что солдат убыл домой, но что случилось на самом деле – неизвестно. Сын Маадыр на десять лет младше старшего, погиб в Специальной военной операции. Сын Владлен умер от болезни. Сын Марат –  ветеран боевых действий и участник Чеченской кампании, прошедший самые горячие бои, был награждён множеством медалей за боевые заслуги. К сожалению, уже в мирной жизни он пропал без вести, его тело нашли спустя несколько месяцев, что случилось – до сих пор неизвестно, ясно одно: мужчина погиб от насильственных действий, виновника так и не нашли.


Младшая сестра Марина работает продавцом, мама пятерых детей, живет в родном селе. Родителей нет в живых, поэтому о Маадыре Чаш-ооловиче рассказали его сестры Марина и Долаана. «Маадыр в детстве был красивым и милым ребенком с большими глазами, густыми бровями и длинными ресницами, а еще тихим и скромным, – рассказывает двоюродная сестра Долаана Уран-ооловна, – мы все часто ездили к бабушке на чабанскую стоянку в местечке “Аргалыкты”, её звали Эник-Кара Айыр-Санаевна. Дедушки не стало, бабушке помогали дети, а также мы – внуки. Когда мы все собирались на стоянке, бабушка жарила для нас лепешки, они были большими, толстыми и сытными. Лепешки дети расхватывали сразу. Маадыр, переживая, что кому-то не хватит, становился у чашки и караулил лепешки (смеется), тем самым смешил бабушку. Мы любили пасти овец, кататься на лошадях. Бабушка держала большое хозяйство. На стоянке овцы и коровы, а в селе – куры, утки, гуси. К сожалению, в 90-е годы почти весь скот разворовали, бедная бабушка ничего не смогла сделать…».


«В самых ранних воспоминаниях есть мои три брата, мама и бабушка, – рассказывает Марина Чаш-ооловна, – старший брат Маадыр за нами присматривал, помогал маме, можно сказать, что он нас вырастил. Он старше меня на 12 лет. Мы оба родились в год Быка. Мама, чтобы прокормить нас, днем работала техничкой в школе-интернате, а ночью – сторожем, поэтому мы росли очень дружными, заботились друг о друге. Старшими были Маадыр и бабушка. Братья отводили меня в садик и забирали оттуда по очереди, в теплое время года таскали меня на спине (улыбается), а зимой возили на санках. Хорошо помню, что, когда Маадыр уходил в армию, мама сильно плакала, не хотела его отпускать. Она боялась, что с ним может случиться то же самое, что и со старшим братом Вячеславом. Помню, как мама с большим нетерпением ждала возвращения Маадыра из армии, даже купила для него новое одеяло и спрятала его в шкафу, представляя, как обрадуется сын подарку (улыбается). Маадыр любил меня, называл Маришкой. Меня до сих пор все так называют».


После исчезновения старшего брата Маадыр взял на себя обязательства старшего мужчины в семье. По характеру он был тихим, спокойным, не разговорчивым. Он не мечтал жить в большом городе, его стихия – бескрайние степи, тайга, размеренная сельская жизнь. Маадыр окончил 8 классов. Учился хорошо, был ударником, любил читать книги и газеты. После школы отслужил в армии, в стройбате. Вернулся в 1993 году и сразу пошел работать. «Это были голодные 90-е годы, когда приходилось работать не за зарплату, а за еду. Чтобы мы не голодали, брат уезжал на заработки в соседние сёла, помню, поработав в Шанчы, он привез нам далган (ячменную муку). Брался за любую работу, – вспоминает Марина, – одно время он работал табунщиком в совхозе Эйлиг-Хема, тогда с ним произошло несчастье. На него напал мужчина, который хотел украсть лошадей, ударил его по лицу топором, потом выяснилось, что этот мужчина был дезертиром, которого искала милиция. Брат остался жив, но его красивое лицо украсил большой и некрасивый шрам, которого он очень стеснялся, из-за этого Маадыр не знакомился с девушками, долгое время оставался один. Наверное, тогда он поставил на своей судьбе крест и решил посвятить свою жизнь нам. Бедный мой брат, почему ему выпала такая тяжелая судьба?».


Была в жизни Маадыра Чаш-ооловича светлая полоса, когда однажды судьба свела его со скромной девушкой по имени Урана. Её не смутил шрам на его лице, за ним она разглядела его доброе сердце. У девушки было слабое здоровье, поэтому, когда наступила долгожданная беременность, Маадыр Чаш-оолович был вне себя от счастья. Он трепетно ухаживал за супругой. Когда родилась дочь, он просто светился от счастья и гордости, имя девочке дала Долаана Уран-ооловна. Малышку назвали Хорагай. Через три месяца девочка простудилась, врачи спасти ребенка не смогли. Это было большое горе для супругов. Маадыр ходил по селу, как тень, с потухшим взглядом. Через несколько лет вслед за дочкой ушла из жизни жена. Пьяный мужчина, потерявший разум, в тот день ранил ножом нескольких односельчан, в том числе Маадыра и Урану. Маадыр остался жив, а жена, получив тяжелое ранение в живот, умерла. Даже милиционеры, по словам Долааны Уран-ооловны, кое-как утихомирили и арестовали этого дебошира. С того дня смысл жизни у нашего героя потерялся. Маадыр Чаш-оолович не жил, а доживал свои дни. Единственная радость – племянница Даяна, дочка сестры Марины. «У брата была такая тяжелая судьба, не стало его дочки, затем супруги, потом из жизни ушла мама, он остался в селе один. Я переехала к нему, чтобы быть рядом, поддерживать его, как когда-то он растил и поддерживал меня. Руки у брата были золотые, всё умел делать – изготавливал конную упряжь, умел вязать, шить, ухаживать за скотом и многое другое. Маадыр был любимым дядей моей дочери, это он привил ей любовь к лошадям. Он даже, когда она сказала, что мечтает о собственной лошади, накопил деньги и купил её ей. Дочка была счастлива! Она сейчас окончила 9 класс, но, кроме как о лошадях, ни о чем другом слышать не хочет».


У Марины было небольшое количество скота, Маадыр, чтобы быть полезным, вызвался за ним присмотреть, отправился на чабанскую стоянку. Вскоре, как это часто бывает, на стоянку наведались гости, с кем-то из них Маадыр был знаком, с кем-то – нет. Гости поели, попили, затем кто-то из них предложил выпить. «Брат – не любитель выпить, но в тот раз составил им компанию, – рассказывает Долаана Уран-ооловна, – потом его сморило в сон, а когда проснулся, то увидел, что компания разбежалась, а рядом с ним лежал труп одного из гостей. Что произошло, он не знает, слишком крепко спал. Но доказать свою непричастность к смерти того мужчины он не смог. Погибший был здоровым мужчиной, в своё время он занимался вольной борьбой, Маадыр по сравнению с ним физически был намного слабее, как он мог завалить такого здоровяка? Да и не такой он был, не было в нем ни злости, ни жестокости, даже при небольшом употреблении алкоголя сразу засыпал, как младенец. Орудие убийства следователи не нашли, но раз Маадыр был рядом, это преступление повесили на него, хотя все жители села говорили, зная Маадыра, что он ни при чем, не способен кого-то убить. Так было тяжело, зная, что брат невиновен, не иметь никакой возможности его спасти».


Маадыра Чаш-ооловича отправили отбывать наказание в Кемеровскую область в 2020 году. Ему было 47 лет. Сестре он говорил, что здоровье не позволяет ему ни работать в котельной, суставы болят, ни в швейном цеху, уже нет гибкости в пальцах, да и зрение подводит. «Брат был уже не молодой, сказал, что тюремную жизнь не потянет, лучше пойдет на войну, погибнет там, как мужчина, это лучше, чем сидеть за решеткой, – рассказывает Марина Чаш-ооловна, – попросил прощения, сказал, чтобы на выплату, в случае его гибели, купили жильё для любимой племянницы, и уехал. Бедный мой брат, когда вспоминаю о нем, плачу, сердце разрывается, всю жизнь прожил в труде и в заботе о нас, тихо, скромно, и вот такая несправедливость!».


Несмотря на уговоры сестры, Маадыр Чаш-оолович в феврале 2023 года отправился на СВО. Через полтора месяца он погиб. В последний путь рядового Допчун-оола проводили в начале июля 2023 года, проститься с земляком пришли все жители Чаа-Холя. Сестры уверены, что, несмотря на возраст и слабое здоровье, их брат там, на передовой, сделал всё возможное, он принял свою судьбу тихо и безропотно, погиб, как истинный патриот и сын Тувы!


Автор: Роланда Сандан

  • Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
  • Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

Отзывы