Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: ЧВК "Вагнер"
- Добавлено: 17 ноября 2025 г. 18:39
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 5
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Чечекмаа Сарыг-ооловна родом из села Баян-Кол Пий-Хемского района. В 1980 году она вместе с супругом Юрием Хертековичем и двумя детьми Алимой и Альбертом переехали в Ак-Довурак, на родину мужа, из села Уюк, где она с малышами долгое время проживала. В новом для себя городе Чечекмаа Сарыг-ооловна сразу устроилась на работу в Дворец молодежи кассиром-контролером, где проработала всю жизнь. Несмотря на врожденные глухоту и немоту, она была очень приветливым, общительным и отзывчивым человеком. В коллектив влилась легко, коллеги её любили за доброту, она всегда выручала их, заменяя на работе, когда возникала такая необходимость. Работу свою выполняла добросовестно, никогда не опаздывала и не пропускала рабочие дни. Её супруг Юрий Хертекович был известным в республике боксером, неоднократно побеждал на республиканских турнирах, а также принимал участие в межрегиональных и окружных соревнованиях. Со временем, возможно, в результате травмы, он стал плохо слышать, в связи с чем завершил спортивную карьеру. В Ак-Довураке он устроился работать киномехаником в Дворец молодежи, а когда кинотеатр закрылся, зарабатывал тем, что калымил. Первое время супруги жили вместе с родителями мужа, а после им было выделено служебное жильё как многодетной семье. Уже в Ак-Довураке у них родилось трое детей: Радик, Юлия и Андрей. Старшим детям – Алиме и Альберту – мама дала свою девичью фамилию, её отец был родом из Бурятии, мама – тувинка. «Мама была очень трудолюбивой и талантливой, в школе для глухонемых её обучили многим навыкам. Она крючком вязала очень красивые кружева и салфетки, они украшали подушки, кровати, на телевизоре тоже лежало очень тонко связанное кружево, – рассказывает Алимаа Михайловна, – замечательно шила, все свои платья и юбки мама шила сама, для нас – детей – тоже шила красивую одежду по выкройкам из модных журналов. Так как мама общалась с помощью языка жестов и умела читать по губам, мы тоже владели этим языком. Отчим был добрым и спокойным, когда мама начинала ругаться, он сразу уходил из дома (смеется), он не боялся, просто не любил конфликтовать. Сыновей он воспитывал в строгости, мог и подзатыльников надавать, учил приемам борьбы и бокса, старался мальчиков воспитать настоящими мужчинами. Ко мне и к Альберту относился с заботой, мы называли его “ачай”. Он был хорошим человеком». Чечекмаа Сарыг-ооловна ушла из жизни в 2001 году после непродолжительной болезни. Юрия Хертековича не стало в 2011 году в результате трагического случая.
Старшая сестра Алимаа Михайловна всю жизнь проработала в администрации Ак-Довурака, сейчас она находится на заслуженном отдыхе. Старший брат Альберт Кушкаш-оолович погиб в мае 2023 года в Специальной военной операции. Радик Юрьевич служит с осени 2024 года в зоне боевых действий на Украине, до участия в СВО работал автослесарем, женат, отец троих детей. Юлия Юрьевна работала в больнице санитаркой, сейчас занимается воспитанием четверых детей. Младший брат Андрей Юрьевич – инвалид 3 группы, живет в Ак-Довураке.
«Альберт был очень талантливым, в детстве замечательно пел, так как ходил в детском саду в русскую группу, говорил только на русском языке. Когда мы переехали в Ак-Довурак, его все называли “Орус-оол” (улыбается). Тувинский язык он освоил гораздо позже, – рассказывает Алимаа Михайловна, – в первый класс мы пошли вдвоем, в школу-интернат в Кызыл-Мажаалыке. Это были сложные времена, поэтому мама решила, что там нам будет лучше. Учителя подумали, что я и Алик – одногодки, и записали нас в 1 класс, мне тогда было 7 лет, а брату – 5 лет. Потом, когда всё выяснилось, его отправили домой. Когда наступило время идти в школу, то Алика, по рекомендации Олега Сарыглара, с которым мама была хорошо знакома, отправили в школу-интернат с. Хондергей. Алик в школе учился хорошо, принимал участие в олимпиадах по математике и русскому языку. Играл в футбол, хоккей, волейбол, занимался боксом. Мы виделись, когда приезжали домой на каникулы».
«Я помню, что Алик в детстве очень любил петь патриотические военные песни, – вступила в беседу двоюродная сестра Саяна Сентябрьевна, – самой любимой у него была песня “Вставай, страна огромная!”. Он не просто её пел, а с выражением, его лицо становилось серьезным, нахмуренным, как будто он – солдат, герой войны. Он её часто пел. Однажды Алик в очередной раз исполнил эту песню для своего друга Аяна, а тот, не поняв серьезного настроя Альберта, взял и в конце пропел “ля-ля-ля”. Как же Альберт рассердился. Он налетел на Аяна и побил его со словами, чтобы тот не смел надсмехаться над такими песнями. Альберту тогда было 10-11 лет. Обожал смотреть фильмы про войну, на День победы с удовольствием участвовал во всех школьных мероприятиях. Позже научился играть на гитаре, был душой компании, очень красиво пел».
После окончания школы в 1991 году Альберт отправился в армию, служил в строительном батальоне, в п. Ванино Хабаровского края (в/ч 69716). Отслужив два года, юноша вернулся домой, в Ак-Довурак. Первой, кого он увидел и обнял, была его сестренка Юлия. «Мой брат был очень высоким, стройным и красивым. Когда он вернулся из армии, я училась в 3 классе. Тот момент, когда я встретила брата у подъезда, запомнился мне очень ярко. Слышу, кто-то меня зовет: “Юленька”, – оборачиваюсь, а ко мне, протягивая руки, идет брат в длинной шинели и с шапкой на голове со звездой. Такой красивый! Он схватил меня и закружил».
По словам сестёр, Альберт по характеру был быстрым, не любил медлить, быстро принимал решения и сразу же бежал их исполнять. Был вспыльчивым, но отходчивым. Никого и ничего не боялся. За себя всегда мог постоять. «По жизни у него всегда был боевой настрой, – рассказывает Саяна Сентябрьевна, – если кто-то из друзей рассказывал ему о своей проблеме, брат сразу говорил: “Понятно. Пошли, разберемся!” – и сразу шёл, был справедливым, всегда сначала разбирался в том, кто прав, а кто – виноват. Еще Альберт был из тех, кто никогда ни на что не жаловался и никого не сдавал».
«Я думаю, что после армии жизнь брата пошла наперекосяк из-за девушки. Он в неё очень сильно влюбился, а она ему изменила, это предательство нанесло ему очень сильный удар, – вспоминает Алимаа Михайловна, – он из-за неё кого-то избил, его посадили, отправили в Иркутскую область. Писал нам письма, говорил, что работает в швейном цеху, отшивает фуфайки и другую одежду для заключенных. Освободившись, он сразу приехал в Ак-Довурак. Мы так все по нему соскучились! Потом он уезжал в Санкт-Петербург на заработки, одно время работал в Абакане, так и жил: постоянно был в разъездах. Помогал нам, присылал деньги. Больше всего он любил маму, ради неё был готов на всё. В детстве часто подменял маму на работе, чтобы она могла отдохнуть, став взрослым, всегда дарил ей подарки. Отчасти его любовь к маме стала причиной того, что в 2018 году брат снова попал в исправительное учреждение. В Питере Альберт познакомился с девушкой, влюбился, но в один из дней застал её с другим мужчиной. Может быть, всё закончилось бы тем, что брат бы просто расстался с этой девушкой, но этот мужчина начал над ним издеваться и говорить ужасные вещи про нашу маму. Такого Альберт стерпеть не мог…».
За совершенное преступление Альберта Кушкаш-ооловича отправили отбывать в Иркутскую область. В ноябре 2022 года, заключив контракт с ЧВК «Вагнер», Дамбыев уехал в зону боевых действий. О своем решении он сообщил сестре лишь в декабре. Алимаа Михайловна считает, что даже если бы брат не находился в исправительном учреждении, он всё равно отправился бы на войну. Последний раз брат ей звонил в конце апреля 2023 года. Сказал, что у него всё хорошо, что до конца контракта осталось немного, обещал обязательно вернуться и попросил беречь себя.
О смерти брата сообщили 21 мая 2023 года, в день, когда у него должен был закончиться контракт. Представитель ЧВК «Вагнер» сообщил, что скоро прибудет борт с грузом. Ожидавшие в скором времени увидеть Альберта сестры и братья были потрясены. 26 мая в Кызыл прибыл борт, похороны состоялись 28 мая. По словам сестёр, Альберта они похоронили на кладбище Ак-Довурака своим силами, никакой помощи со стороны администрации города оказано не было, даже обещанный оркестр не приехал.
А тем временем рядовой Дамбыев Альбер Кушкаш-оолович был одним из немногих, кто прошёл одни из самых ожесточенных боёв за Соледар и Бахмут, о его смелости и мужестве, проявленных там, рассказал один из сослуживцев. Он специально нашел телефон сестры, чтобы поблагодарить её и выразить слова поддержки. Вот что он рассказал: «Вы знаете, каким ваш брат был храбрым? Здесь его уважали все, он был авторитетом. Ничего не боялся, шёл только вперед и нас всех вёл за собой, поддерживал нас, прикрывал, с ним можно было пойти куда угодно. Командиры его тоже уважали, он запросто заходил к ним в блиндаж... Дамбиев же был разведчиком, каждый вечер уходил в ночь, всё разведывал, потом с командирами смотрел карты, они обсуждали дальнейшие действия. Они к его мнению прислушивались. Мы с ним прошли через огонь и воду, прошли Бахмут, Соледар… Так жаль, что он погиб, совсем немного не дожив до освобождения Артемовска. Я был недалеко, когда услышал взрыв, а потом крики: “Дамбиев! Дамбиев!” – наши братья-буряты его сразу вытащили. Ваш брат – герой! Спасибо вам за него!».
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

