Бурбу Сергей Степанович
Бурбу Сергей Степанович
Бурбу Сергей Степанович

25/03/1971—03/04/2023

рядовой, штурмовик

Медаль «За отвагу», знак «Черный крест» (посмертно).

ВАЙБЕР
Место службы: ЧВК «Вагнер»

Зажгите свечу памяти

Свечу (чула) памяти зажгли раза

  • Отметка: ЧВК "Вагнер"
  • Добавлено: 17 ноября 2025 г. 18:33
  • Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
  • Просмотров: 10

ФИО

Бурбу Сергей Степанович


Дата:

25/03/1971—03/04/2023


Место рождения:


Реставрация фотографий Героя

Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)

Бурбу Сергей Степанович

Источник→

Бурбу Сергей Степанович

Лицо→

Биография/очерк

Сергей родом из села Чаа-Холь, он родился старшим сыном в многодетной семье. Родители – Александра Комбуй-ооловна и Степан Ховалыгович. Обоих сейчас нет. Мама ушла из жизни в расцвете сил, ей было всего 46 лет, когда случился гипертонический криз. Отец семейства пережил супругу на десять лет: его не стало в 2007 году. Так случилось, что из пятерых детей сегодня в живых остались только дочери Надежда Степановна и Нелли Степановна. Старший брат Сергей погиб в Специальной военной операции, второго брата Радыжа не стало в 30-летнем возрасте, он ушел из жизни после непродолжительной болезни. Младший брат Аян был совсем юным, когда его забрала болезнь, ему было всего 24 года. О родителях и о брате Сергее нам поведали Надежда Степановна и Нелли Степановна.


«Родители сначала жили в старом Чаа-Холе, потом, когда его затопило из-за строительства водохранилища, все жители, в том числе и мои родители, переехали в новый Чаа-Холь, тогда Сергей и мы уже родились, – рассказывает Надежда Степановна. – Мама некоторое время работала в администрации секретарем, а после – начальником отдела ЗАГС, а папа был страховым агентом, в молодости он работал в совхозе трактористом. Когда совхоз распался, отец освоил новую профессию. Наши родители держали большое хозяйство в селе, и еще у них было аратское хозяйство “Аян” по другую сторону реки, в местечке “Беделиг”, там были постройки и скот – коровы, козы, овцы и лошади. В этом хозяйстве в основном и работал старший брат Сергей когда подрос, а пока мы были маленькими, за скотом ухаживала младшая сестра отца Зоя Ховалыговна. В летние каникулы – да и вообще в любое свободное время – Сергей любил ездить на стоянку и помогать тёте, ему нравилось пасти скот, ухаживать за ним, ездить верхом. Основы животноводства он тогда и освоил. А дома, в селе, мы держали свиней, кур, гусей, несколько дойных коров, у нас были огород и большое картофельное поле. И во всем мы все вместе помогали родителям. Но самым работящим среди нас был Сергей. Он очень не любил грязь и беспорядок, поэтому дома и во дворе всегда царила идеальная чистота».


 Александра Комбуй-ооловна, по словам дочери, была очень трудолюбивой и справедливой женщиной, все жители села её знали и уважали. «Я помню, что в нашем доме постоянно кто-то гостил. Это были родственники мамы или папы, – вспоминает детские годы Нелли Степановна, – мамина мама, наша бабушка, всю жизнь занималась разведением скота, она до преклонного возраста держала чабанскую стоянку в Шанчы, поэтому и мама, приученная к такому труду, завела собственное аратское хозяйство. Я помню, что нас – детей – родители, как только нам исполнялся 1 месяц, отправляли к тёте на стоянку (смеется), у тёти было много своих детей, поэтому было кому присмотреть и за нами. В то время нельзя было после рождения детей долго сидеть в декрете, тогда такого понятия даже не было. Мама через месяц после родов выходила на работу, поэтому можно сказать, что мы все выросли, кочуя между нашей чабанской стоянкой, стоянкой бабушки и домом». Когда дети подрастали до садиковского возраста, кочевая жизнь не заканчивалась, но становилась менее активной. Все братья и сестры исправно посещали дошкольное учреждение, мама считала, что детям необходима социальная адаптация перед школой. Более того, дом супругов Бурбу становился домом и для подросших племянников, для которых пришла пора идти либо в детский сад, либо в школу. Такая «миграция» детей присуща многим тувинским семьям.


По словам Надежды Степановны, отец, в отличие от мамы, был более тихим и спокойным, в детстве они редко видели отца, он уходил на работу с первыми лучами солнца, а возвращался, когда на небе всходила луна. У трактористов, особенно с весны по осень, дел в совхозе было невпроворот. Иногда он брал с собой детей. Они, кстати, росли очень самостоятельными. Несмотря на небольшую разницу между Сергеем и Надеждой, брат старался заботиться о сестре. «Я помню, когда пошла в первый класс, Сергей заплетал мне косички по утрам. Папа и мама к тому времени уже уходили на работу. Это были странные косички, брат как мог, так и заботился, – вспоминает Надежда Степановна, – если в школе меня кто-то обижал, то я сразу бежала жаловаться брату, он меня защищал. А когда я рассказала ему, что хочу быть, как учительница, то сделал мне в мастерской красивую длинную указку. Дома моей любимой игрой была “школа”, я рассаживала своих многочисленных двоюродных братьев и сестер, брала указку и с важным видом изображала учителя (смеется). Сергей много чего умел делать из дерева. Работать с деревом его научил учитель труда. Я помню брата заботливым, хозяйственным, трудолюбивым. В школе брат учился средне, поведение было примерное, я не помню, чтобы кто-то на него жаловался родителям. Наоборот, Сергей был из тех, кто постоянно кому-нибудь помогает. Еще помню, что брат увлекался хурешем и верховой ездой. Однажды он пришел с соревнований с призом – мешком овса. В те сложные годы денег не было, поэтому призы выдавали в виде продуктов».


После окончания 8 классов в 1985 году Сергей отправился в Кызыл, поступил в училище, через год вернулся с дипломом тракториста, сказав, что в селе жить лучше, чем в городе. Тогда Александра Комбуй-ооловна помогла сыну построить собственную стоянку в местечке «Кызыл-Даг», выделила ему часть скота. К слову сказать, это весьма непростое дело, ведь брус и другие строительные материалы приходилось перевозить на другую сторону разлившегося Енисея. Однако Александра Комбуй-ооловна решила, что раз старший сын хочет продолжить родительское дело и заняться разведением скота, то надо его поддержать и помочь ему. Так Сергей стал чабаном. Позже он приобрел красивого и статного скакуна черного окраса. Специально для скачек. Ему даже удалось победить, но радость была недолгой, скакуна украли, Сергей его так и не нашел. По характеру он был больше похож на отца. Немногословный, тихий, спокойный. Он был человеком дела. Сестры вспоминают, что Сергей появлялся дома только тогда, когда приезжал за продуктами, купив всё необходимое, он снова отправлялся на свою стоянку. Из-за такого образа жизни парень долгое время оставался холостым. Свою будущую супругу он встретил в 29-летнем возрасте в Шанчы, когда приехал туда в гости к тёте. Она недавно родила ребенка, и к ней пришла патронажная сестра, которая Сергею очень приглянулась. Это была Долаана Херел-ооловна: «Молчаливый, но работящий парень мне понравился, разница в возрасте меня не смутила. Сергей старше меня на 6 лет. Наоборот, он был уже состоявшимся, имел свою стоянку, скот. В браке у нас родилось трое детей. Старший сын Байсалан учится в Красноярском речном училище, спортсмен, занимается рукопашным боем, победитель многих турниров. Женат, есть ребенок – моя первая внучка. Дочь Хорагай – студентка Красноярского политехнического техникума, а младший сын Сайын учится в 4 классе. Мы очень хорошо жили, Сергей нас всем обеспечивал, он не только за скотом ходил, но и любил охотиться, собирать рога, артыш на продажу, он умел зарабатывать деньги. Для него было очень важно, чтобы его семья ни в чем не нуждалась. Детей очень любил и гордился ими. Младший сын был очень привязан к отцу, везде и всюду следовал за ним».


Сергей мечтал о том, как будет нянчить внуков, обучит их ездить на лошади и пасти овец, однако этой мечте не было суждено сбыться. В июле 2022 года он был осужден и отправлен отбывать наказание в Кемеровскую область. «Для всех нас это несчастье стало большим потрясением, ведь Сергей никогда не был плохим или злым человеком, – говорит супруга, – единственное, ради чего он жил, – семья, а его любимое занятие – разведение скота».


О своем решении отправиться на Специальную военную операцию Сергей сообщил супруге после того, как подписал контракт. Это было в феврале 2023 года. Сестры узнали об этой новости от Долааны Херел-ооловны. Находясь на передовой, он в редкие моменты, когда можно было позвонить родным, использовал звонок для того, чтобы узнать, как живут его супруга и дети. Все новости о брате сестры узнавали от жены, это были краткие сообщения: «Со мной всё хорошо, ждите». В апреле Сергей пропал. Не звонил, сообщения не писал. Родные лишь знали, что он участвует в наступлении на Артемовск. Тогда еще мало кто знал, что бои за этот город войдут в историю Специальной военной операции как одни из самых тяжелых и кровопролитных. Живыми после «бахмутской мясорубки» вернулись единицы.


21 апреля Долаане Херел-ооловне позвонил незнакомый номер. Сердце тревожно забилось. Не зря. Мужчина, представившись командиром, сообщил трагическую весть: «Примите наши соболезнования. Сергей Бурбу погиб смертью храбрых. Ожидайте груз».


Груз пришел быстро. В последний путь отца, брата и воина Бурбу Сергея Степановича проводили 26 апреля 2023 года в родном селе. Проститься с воином пришли не только многочисленные родственники, но и друзья, коллеги, а также односельчане.


Автор: Роланда Сандан

  • Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
  • Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

Отзывы