Биче-оол Белек Маратович
Биче-оол Белек Маратович
Биче-оол Белек Маратович

"Бичева"

26/01/1996—17/01/2023

рядовой, стрелок

Орден Мужества (посмертно), звание ветерана боевых действий.

ВАЙБЕР
Место службы: ЧВК «Вагнер», доброволец

Зажгите свечу памяти

Свечу (чула) памяти зажгли раза

  • Отметка: ЧВК "Вагнер"
  • Добавлено: 17 ноября 2025 г. 18:24
  • Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
  • Просмотров: 8

ФИО

Биче-оол Белек Маратович


Дата:

26/01/1996—17/01/2023


Место рождения:


Реставрация фотографий Героя

Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)

Биче-оол Белек Маратович

Источник→

Биче-оол Белек Маратович

Лицо→

Биография/очерк

Биче-оол Чодураа Григорьевна, мама двоих сыновей, ждала рождение третьего ребенка. Беременность протекала хорошо, никто не ожидал, что во время родов что-то пойдет не так. В тот трагичный день Белек и Буян осиротели, их мама и сестренка не выжили, скончались в самагалтайской больнице. «Чодураа – старшая сестра моего мужа Чойгана Григорьевича, весть о её смерти потрясла нас, – рассказывает Чойгана Маадыр-ооловна. – Мы жили в одном селе на разных улицах, наш старший сын Айдыс и Белек хорошо общались, мальчики частенько приходили к нам в гости. Чодураа – очень хорошая женщина, скромная, работящая, прекрасно готовила, работала в детском садике. Она мне напоминала мою маму Маргариту Владимировну, такую же тихую, скромную и очень трудолюбивую. Мама, наша бабушка, работала поваром, а отец Григорий Очур-оолович, наш дедушка, всю жизнь проработал автослесарем, чинил трактора и другую сельхозтехнику. У них была большая семья, они вырастили пятерых детей: старшая Чодураа, потом мой муж Чойган, затем Чингис, Артыш и младшая сестра Чимис, она погибла в совсем юном возрасте».


Семья Чойгана и Чойганы Биче-оолов в Самагалтае на хорошем счету, в селе их знали как дружных и трудолюбивых родителей, воспитывающих троих детей. Работники администрации обратились к ним с предложением забрать племянников и оформить опекунство. «Мы понимали, что если братьев отправят в детдом, то, возможно, младшего кто-то усыновит, а Белека, которому уже было 14 лет, – вряд ли, – продолжает рассказ Чойгана Маадыр-ооловна, – на тот момент я находилась в декрете, у нас родился сын Ангыр, ему было несколько месяцев, я была молодой и боялась, что не справлюсь. Но, посоветовавшись с мужем, мы все же решили взять на себя ответственность и забрали мальчиков. Так Белек и Буян стали частью нашей семьи. Буяну тогда едва исполнилось 6 лет. После у нас родился четвертый ребенок – дочь Чайзат, в общем, мы вырастили шестерых детей».


Чойгана Маадыр-ооловна долгое время работала кассиром в магазине, в настоящее время она сельхозпроизводитель, держит стадо коров, производит молочную продукцию на продажу, её супруг Чойган Григорьевич вот уже более семи лет трудится водителем БелАЗа в артеле старателей «Ойна». «Старшие дети давно выросли, закончили университеты, женились, родили детей, – рассказывает опекун Чойгана Маадыр-ооловна, – Буян в этом году окончил Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства по специальности “ветеринария”, с нами в Самагалтае осталась младшая дочь, она учится в 8 классе. Что Белек, что Буян – оба очень похожи характером на свою маму, такие же скромные, спокойные, работящие. Белек в школе учился хорошо, играл в футбол, занимался боксом, проблем с ним никаких не было, по дому, по хозяйству всегда охотно помогал, его не надо было просить или заставлять. Мы все вместе даже как-то принимали участие в республиканском фестивале-конкурсе “Моя семья”, где заняли 2 место».


В 2013 году Белек Биче-оол поступил в СПТУ-1 г. Кызыла на специальность сварщика по совету своего дяди Артыша Григорьевича, который сам работал сварщиком и жил в Шагонаре. Он убедил племянника в том, что профессия сварщика востребована и хорошо оплачивается. Через год учебы Белек перевелся в училище города Шагонара, решил, что рядом с дядей сможет получить и практические навыки сварочного дела.


Получив диплом, Белек Биче-оол отправился на срочную службу в Ленинградскую область, в поселок Каменка, в 138-ю гвардейскую отдельную мотострелковую бригаду, спустя год он заключил военный контракт с этой же бригадой и остался служить. В Туву парень приехал возмужавшим в отпуск, да так и остался, возвращаться обратно не стал. Чойгана Маадыр-ооловна считает, что возвращаться он не стал из-за того, что познакомился (а может быть, был и раньше знаком) с Натальей, родом из Шагонара. «Для нас их брак оказался неожиданным, потому что уж слишком быстро они поженились. В июне познакомились – в августе расписались, – вспоминает Чойгана Маадыр-ооловна, – мы ему говорили, что не стоит так торопиться, нужно узнать друг друга поближе. Кроме того, его избранница была значительно старше его по возрасту и имела ребенка. Но Белек нас не послушался. Потом он, видимо, одумался, буквально через несколько месяцев, приезжая к нам в гости, выглядел очень расстроенным, рассказал нам, что поторопился, что они постоянно соорятся, хотел развестись, но его жена сообщила о беременности. На что мы с мужем ему сказали: раз уж женился, раз скоро станешь отцом, то будь отвественным, терпи. Не знаю, что произошло, но ребенок у них не родился, потом эта ситуация повторилась снова. Белек хотел развестись, жена ему сказала, что ждет ребенка. Но Белек так и не стал отцом, не оставил после себя никого... Я в душе его жалела, но решила, что вмешиваться в его жизнь не буду».


Некоторое время Белек Маратович работал сварщиком вместе с дядей Артышем Григорьевичем. В октябре 2022 года он приехал в Самагалтай, чтобы увидеться с тетей и дядей. Чойгана Маадыр-ооловна вспоминает, что тогда он был очень грустным, молчаливым, как-будто нёс какую-то тяжелую ношу в душе. На расспросы отмалчивался, только попросил присмотреть за младшим братом Буяном. Как потом выяснилось, супруга сожгла его документы и выгнала из дома. «О том, что Белек уехал на СВО, мы узнали лишь 24 декабря, нам об этом сказал родственник Чингис, мы были очень сильно удивлены и расстроены. По его словам, Белек отправился туда по настоянию жены, а так как его документы она сожгла, в том числе и военный билет, ему пришлось заключить контракт с ЧВК “Вагнер”, у Белека был только паспорт, который он успел вытащить из огня, – с горечью рассказывает Чойгана Маадыр-ооловна, – уже будучи там, на СВО, Белек, наверное, мне звонил. Я не беру трубку, если звонят незнакомые номера, опасаюсь мошенников, но если бы я знала, что наш Белек туда уехал, то конечно бы взяла! В феврале 2023 года мне знакомые сообщили, что кто-то меня разыскивает в одном из чатов в вайбере. Это оказался сослуживец Белека, он мне рассказал, что после большого сражения под Артемовском он очнулся в госпитале, у него были очень тяжелые ранения, он не сразу пришел в ясное сознание и не сразу узнал судьбу Белека, а когда ему сообщили, что, скорее всего, его друг погиб, начал искать нас. Я тогда сразу позвонила в колледж куратору Буяна и попросила присмотреть за ним, потому что опасалась, что если он узнает о смерти брата, то может что-нибудь натворить».


11 апреля 2023 года родным позвонили из администрации района и сообщили, что тело Белека Биче-оола найдено. 13 апреля в Туву прибыл грузовой автомобиль с телами четверых ребят, супруги Биче-оол сразу же отправились в Кызыл. «Я не знаю почему, но когда мы приехали в морг, его жена требовала похоронить Белека в Балгазыне, хотя там никого из наших родственников нет. Мы настояли на том, чтобы предать его земле в родном Самагалтае, рядом с матерью, забрали гроб и отправились в район, – рассказывает Чойгана Маадыр-ооловна, – в Самагалтай мы приехали поздно вечером, часов в 11, нас встречал весь поселок, жители выстроились в живой коридор, люди стояли с зажженными фонариками телефонов, так они приветствовали Белека – героя СВО. Это традиция нашего села. Очень трогательно, до слёз...».


15 апреля 2023 года состоялись похороны. Проводить в последний путь рядового Биче-оола Белека Маратовича пришли жители поселка, роственники, одноклассники, друзья и однокурсники. Только супруги среди них не было.


В начале сентября 2024 года в родной школе села Самагалтай состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о герое. Указом Президента РФ рядовому Биче-оол Белеку был присвоен Орден мужества посмертно.


«С Белеком я познакомился на СВО, мы были единственные тувинцы в нашей штурмовой роте. Я сам профессиональный военный, прошел Чечню, – рассказывает сослуживец Белека, командир отделения, снайпер Ховалыг Айдын, – Белек к нам поступил в тяжелое время, когда мы шли в наступление на Артемовск. Мы все были бригадными сотрудниками, так называются военные, добровольно заключившие контракт с ЧВК “Вагнер”. Заключенных среди нас не было. Несмотря на короткое время, всего два с половиной месяца, с Белеком мы прошли через многое. Он немногословный, но очень исполнительный, сообразительный и смелый парень. Я относился к нему, как к младшему брату. О себе он мало рассказывал, только как-то обмолвился, что хотел бы, что, если он погибнет, чтобы его жена не оставила его братишку. О нем сильно переживал. Служить мы вместе начали с города Соледар. Помню, стояли вместе на посту в ночную, я следил за обстановкой по тепловизору, а Белека отправил в окоп, чтобы он заварил нам горячий чай, холодно было. Тут смотрю, три “укропа” крадутся, разведка, позвал Белека, вместе их уложили. Еще один случай.    Пошли с Белеком за газовой плиткой в блиндаж и заблудились, не туда свернули, оказались на территории “укропов” и по ошибке зашли в их блиндаж. Увидев их, я открыл огонь из автомата, а Белек быстро выхватил гранату и бросил. Уничтожив их, мы вернулись к своим, доложили и предложили по горячим следам захватить лесополку, что и было сделано. Лесополка была взята без потерь. Таких историй у нас было много. Белек – молодец! Смелый, отважный, мог самостоятельно принять правильное решение в экстремальных ситуациях. Настоящий герой! В тот день, когда наша штурмовая группа готовилась к большому наступлению, наш командир сказал: “Ребята, из этого задания 95% по-любому не вернется, если из нас хотя бы 5% выживет, я буду рад! Давайте вместе сейчас все покушаем и покурим, для многих это будет последний раз”. По сути, мы все знали, что идем в смертельную схватку с врагом, это была та самая “бахмутовская мясорубка”, откуда из нашей роты в 500 человек в живых остались всего лишь около 10 человек. Задачу мы выполнили – прорвались. Большой ценой, пролив много крови... Все, кто там погиб – герои! Мы будем помнить о них, и о Белеке – тоже. Вечная им память!».






Автор: Роланда Сандан

  • Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
  • Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

Отзывы