Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: Военнослужащий
- Добавлено: 17 ноября 2025 г. 18:07
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 11
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
В тот далекий 1988 год Хеймер-оол Ак-Хунаевич только приехал после двух лет срочной службы в Туву. В родное село Тээли он решил не возвращаться, а попробовать найти себя в столице республики, благо здесь у него уже было своё жилье. Устроился на домостроительный комбинат. В один из летних дней он встретился с друзьями, среди которых была девушка, которая привлекла его внимание. Это была Магдалина Казаковна, она недавно вернулась с учебы из Красноярска. Девушка училась в кооперативном техникуме на товароведа смешанных товаров и решила немного отдохнуть в Кызыле, прежде чем ехать к родителям в Бай-Даг. Симпатия оказалась взаимной и вскоре переросла в близкие отношения. После традиционного сватовства молодые стали жить вместе. В 1991 году у пары родился сын Артыш. Комбинат к тому времени закрылся, и Хеймер-оол Ак-Хунаевич как глава семьи занялся тем, что у него получалось лучше всего, – строительными работами. Многие школы и детские сады республики построены при его непосредственном участии.
«Сын родился в холодный осенний день, помню, что снег тогда уже выпал, и всё вокруг было белым. Артыш рос веселым и очень активным мальчиком. В детский сад он не ходил, потому что пока мы ждали очередь, уже пришла пора школы, – вспоминает о детских годах сына Магдалина Казаковна, – в столичную школу его тоже не удалось устроить. Мест было мало, поэтому отправили его к моим родителям в Бай-Даг, где сын учился с 1 по 3 класс. Пока сын там учился, я тоже жила рядом, а муж работал в Кызыле и периодически, когда было время, приезжал к нам. Артыш оказался очень способным учеником, хотя со стороны могло показаться, что он балуется на уроке и ничего не слышит из того, что объясняет учитель. Но, как только его вызывали к доске, он отвечал без запинок. Учеба сыну давалась легко. Он был одним из самых активных учеников».
В 4 классе Артыш уже учился в кызылском лицее № 15, к тому моменту он с мамой перебрался в столицу региона. Помня, что сын интересовался хурешем, родители попросили его двоюродного брата найти для Артыша подходящую секцию по вольной борьбе. Вскоре мальчик приступил к тренировкам. После окончания 8 класса мама решила отправить сына обратно в Бай-Даг, где он закончил в 2007 году 9 класс и получил аттестат. Отец, недолго думая, забрал сына в Кунгуртуг, где привлек его к строительным работам. Там под чутким руководством отца парень многому научился, пока его не призвали в армию, в Уссурийск. Отслужив, юноша вернулся домой, поступил в Кызылский автодорожный техникум, а потом познакомился с девушкой, которая впоследствии стала матерью его единственной и обожаемой дочери Бадымы.
«Мы познакомились 31 декабря 2010 года. Артыш тогда приехал в Хову-Аксы в гости к другу, с которым вместе служил. Они пришли на «Голубой огонек». Его друг Айрат был моим одноклассником, который нас и познакомил, – рассказывает Бендерия Бюрбюевна, – мне Артыш сразу понравился своим приятным поведением и вежливостью, а он, оказывается, влюбился в меня с первого взгляда (улыбается). Мы обменялись номерами, созванивались и переписывались, но недолго, 5 января Артыш приехал ко мне в поселок, да так и остался. Познакомился с моими родителями, они его приняли хорошо, потому что увидели, что он воспитанный и трудолюбивый. В октябре 2011 года у нас родилась дочка Бадымаа. С его родителями я познакомилась, когда была на 7 месяце беременности, они меня приняли, как родную дочь. Артыш в то время работал охранником в УСК “Субедей”, все время ездил из Кызыла в Хову-Аксы и обратно. Когда наша малышка родилась, через два месяца я вышла на работу, а Артыш уволился, чтобы сидеть с ребенком. Я работала педагогом по вокалу в местной музыкальной школе с 13 до 18 часов. В перерыве с 15 до 16 часов Артыш приезжал с дочкой, чтобы я её покормила. Мои коллеги удивлялись тому, что он, когда приезжал, всегда был опрятно и красиво одет, а мои родители удивлялись тому, каким он был заботливым отцом. Им даже не нужно было ему помогать, все успевал делать сам. Позже, когда дочка подросла, Артыш вернулся на работу в спортивный комплекс, а с дочкой уже сидела я, мы жили у его родителей. Бадымаа – копия папы, похожа и внешностью, и характером. Они очень любили друг друга».
«Мой папа был добрым и жизнерадостным человеком, который всегда выполнял то, что обещал. Он был очень хорошим отцом, на которого можно положиться, который всегда придет на помощь и поддержит в трудную минуту, – пишет о любимом отце дочь Бадымаа. – Он много что делал хорошего для всех, помогал, поддерживал, никому не отказывал в помощи. Папа любил готовить, а я любила с ним играть, ходить по магазинам. Смотря на его медали, я понимаю, что он еще был хорошим другом для своих сослуживцев. Я горжусь своим отцом!».
Так молодые и жили: то в Хову-Аксы, то в Кызыле. Бывало, что ссорились, потом мирились, как и все семейные пары. Артыш был быстрым, вспыльчивым, ревнивым, но отходчивым. А еще он терпеть не мог несправедливость. В 2016 году Артыш Хеймер-оолович устроился в 55-ю мотострелковую бригаду, службу проходил в Нижнеудинске. «Служба шла хорошо, но периодически у него случались конфликты с военнослужащими, когда он заступался за своих ребят. Это были ребята, которые плохо говорили на русском языке, если Артыш слышал, что к ним из-за этого как-то пренебрежительно или плохо относятся, то заступался, – вспоминает отец Хеймер-оол Ак-Хунаевич, – в итоге, написав увольнительную по собственному желанию, вернулся в Кызыл. По возвращении он работал со мной на строительных объектах, один раз на полгода уезжал работать в Москву, затем вернулся и снова работал со мной. Артыш научился всему, он не только умел строить, но и освоил ремонтные работы, в общем, умел всё. Когда осенью 2022 года началась мобилизация Артышу тоже пришла повестка. Сын отправился в военкомат, но там ему сказали, что набор уже окончен, и отправили домой. Весной 2023 года ему позвонили и попросили прийти в военкомат. Мы его не отпускали, он же наш единственный сын, конечно, мы боялись его потерять. Но в июле Артыш сказал, что не может оставаться в стороне и, несмотря на наши уговоры и просьбы, несмотря на слезы матери, добровольно отправился в военкомат. Контракт сын заключил 10 июля 2023 года. Его определили в воинскую часть № 26388. Учебку он не проходил, его сразу отправили в зону боевых действий, где он попал в 88-ю бригаду».
«Артыш нам сообщил о том, что заключил контракт, только после того, как его подписал, хотя и я, и мои родители были против, – рассказывает Бендерия Бюрбюевна, – позвонил, сказал, что завтра уезжает и попросил проводить его. Отца провожать приехала дочка из Хову-Аксы, я тогда работала в Южно-Сахалинске. Он часто писал и звонил дочери, моей маме, а со мной он последний раз разговаривал, когда в октябре 2023 года лежал в госпитале, получив ранение в спину».
«Сын звонил через каждые 10 дней, когда выходил с передка, – рассказывает отец Хеймер-оол Ак-Хунаевич, – после третьего захода получил ранение. В бригаде он был единственным тувинцем. Подробностей не рассказывал, но мы поняли, что они должны были освободить железнодорожный узел и взять высоту близ Клещеевки. За что ему дали медаль “За храбрость” – тоже не рассказывал. Бои шли долгое время. На последнем задании он вместе с сослуживцами продвинулся на 7 км вперед… В последнем разговоре он мне сказал, что в декабре приедет в отпуск, а после него ему должны были присвоить звание младшего лейтенанта и назначить командиром взвода. Это говорит о том, что мой сын был славным, храбрым и очень ответственным воином. Просто так звания и медали там не дают».
«После его гибели я разговаривала с одним из его сослуживцев, он мне рассказал, как погиб Артыш, – вспоминает Бендерия Бюрбюевна, – на обратном пути после выполнения задания они попали под обстрел. Артыш получил ранение в ногу, еще один его боевой товарищ тоже получил тяжелое ранение, сам передвигаться не мог. Артыш его не оставил: несмотря на то, что ходить не мог, а только ползал, он изо всех сил тащил его за собой, так они добрались до блиндажа, который впоследствии противник подорвал, и их завалило обломками. Все, кто там был, погибли».
Несколько раз сослуживцы пытались вытащить тела погибших, но из-за постоянных обстрелов не получалось. Только в июне 2024 года эта территория была освобождена, и все найденные тела были эвакуированы. Останки Артыша Арзылана опознали спустя год после проведения анализа ДНК. Все, что осталось от него, родные похоронили 5 июля 2025 года.
В последний путь Артыша Хеймер-ооловича проводили на Аллее Славы в Кызыле. Прозвучало много теплых слов от многочисленных родственников и друзей. Его сослуживец Андрей из Мари-Эл сказал: «Артыш был самым человечным из всех, кого я знал. Он всегда нас вдохновлял, поднимал у нас дух, поддерживал. Он был настоящим воином и другом! Мы будем помнить о нём всегда!».
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

