Андалаев Баир Тумэнович
"Тыва"
29/05/1992—02/10/2023
гвардии сержант, заместитель командира взвода, командир орудия 3-й самоходно-артиллерийской батареи
Медали «За участие в военном параде в День победы», «За отвагу», «За воинскую доблесть», «70 лет 331-му гвардейскому парашютно-десантному полку», «Миротворческая операция январь 2022 г.», медаль Жукова (при жизни), Орден Мужества (посмертно)
Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: Военнослужащий
- Добавлено: 17 декабря 2025 г. 17:42
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 7
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
С отцом сына Тумэном Андалаевым Саида Баир-ооловна познакомилась в Улан-Удэ после защиты дипломной работы. Саида с подружками решила отметить окончание Восточно-Сибирского государственного института культуры, где училась на специальности «библиотечное дело», на празднество девушки позвали знакомых парней. Тумэн, провожая Саиду до общежития, в шутку сказал: «Ты будешь моей женой». Как в воду глядел. Забыть девушку он не смог и спустя несколько лет приехал в Туву. «Благодаря своей обходительности и внимательности Тумэн быстро завоевал расположение моей мамы. Устроился работать в полицию, настойчиво ухаживал за мной. В итоге мы поженились, он хорошо принял мою старшую дочь Елену, вместе мы прожили 13 лет. За эти годы у нас были и счастливые дни, и не очень. В браке у нас родились сыновья-близнецы и дочь. Мои любимые и замечательные дети – смысл моей жизни! Когда я пришла в женскую консультацию, чтобы встать на учёт, и назвала примерный срок беременности, врач мне не поверила и отправила на УЗИ, – с улыбкой рассказывает Саида Баир-ооловна, – очень хорошо помню тот день, когда меня положили на кушетку, и врач начал водить по животу холодной штукой и говорить: “Четыре руки, четыре ноги…”. Услышав эти слова, у меня от ужаса внутри всё похолодело. Я еле пролепетала: “Что вы говорите?”. Она, строго посмотрев на меня, сказала: “У вас два ребенка, в роду рождались двойни?”. Я почувствовала такое облегчение (смеется). Дальше – еще смешнее. Когда я пришла к врачу с бумажкой от узиста, он, прочитав её, говорит мне: “У вас однояйцевые близнецы”. Я была в шоке! Там же расплакалась со словами: “Одно яйцо на двоих…”, – мне было в тот момент так жаль своих детишек. Немного успокоившись, я на всякий случай уточнила у врача: “То есть у них два яйца?”. Он засмеялся: “Нет, у них четыре яичка, у каждого по два” (смеется). Муж, узнав о том, что станет отцом близнецов, обалдел».
Муж постоянно пропадал на работе, поэтому детьми Саида Баир-ооловна занималась одна. Сыновей назвали Болат и Баир. Хоть они и были внешне похожи, характерами различались. Младший сын Баир рос серьезным и ответственным мальчиком. Он с малых лет следил за собой: серьезно увлекался стрельбой из лука, гиревым спортом, армрестлингом, много времени уделял силовым тренировкам, не пил, не курил. Вырос настоящим богатырем. Едва научившись говорить, заявил матери, что, когда вырастет, будет военным. И целенаправленно шёл к этой цели, готовил себя к военной службе. А Болат, родившийся на 1 минуту раньше, рос хозяйственным ребенком, мыл полы, готовил еду, делал ремонт дома. Оба очень любили маму и сестер, после них в семье родилась Виктория.
Болат после школы поступил в Дальневосточный федеральный университет на факультет международного туризма и гостеприимства, а Баир – в Кызылский автодорожный техникум на специальность «техническое обслуживание автомобилей». Когда Баир окончил техникум, пришла повестка из военкомата, там пояснили, что забирают только Баира, так как Болат еще учится в университете. Однако Саида Баир-ооловна настояла на том, чтобы срочную службу сыновья прошли вместе. Болат оформил академический отпуск и отправился вместе с братом в Карачаево-Черкесскую республику. Спустя год сыновья вернулись. Там Баир убедился в том, что не зря мечтал о военной службе, в 2014 году он подписал контракт и продолжил службу в элитных военно-воздушных войсках. Благодаря своему цельному характеру, следованию правильным жизненным принципам, обостренному чувству справедливости, уважению к старшим по возрасту и по званию, доброжелательности и чуткому характеру за время военной службы Баир Тумэнович заслужил авторитет среди товарищей. Все, кто когда-либо с ним служил, вспоминают его с огромным уважением, гордостью и говорят: «Такой, как он, – один на миллион!». За отличную службу в 2015 году Баир Тумэнович был удостоен чести представлять свой полк на юбилейном Параде Победы на Красной площади. «Как мне потом рассказал Баир, его командир так был им доволен, что однажды сказал: “Баир, тебя надо клонировать”. А он ему: “Зачем? У меня же есть брат-близнец”. Так он брата и забрал, – делится воспоминаниями Саида Баир-ооловна. – В 2024 году меня пригласили в автодорожный техникум на открытие стенда с фотографиями и краткими биографиями 12 выпускников – ребят, погибших в спецоперации, среди них и мой Баирка. Многие преподаватели хорошо его помнят, говорят о нём только хорошее».
И хотя как мама Саида Баир-ооловна должна была любить детей одинаково, Баира она любила чуточку сильнее. Между ними с самого рождения сложилась особая связь. И даже когда Баир вырос и возмужал, он остался для мамы маленьким сыночком. Когда началась Специальная военная операция, оба сына отправились защищать интересы Родины и исполнять воинский долг в зону боевых действий. «Когда я провожала Баира после его последнего короткого отпуска, он, всегда такой сильный и мужественный, вдруг заплакал. Стоял, смотрел на меня, а из глаз лились слёзы. Сейчас мне кажется, что он тогда чувствовал, что больше не вернется, что видит меня в последний раз. И плакал он не за себя, а за меня (плачет). Наверное, сыночек заранее переживал за ту невыносимую боль, что причинил мне, выбрав профессию военного и уйдя туда, откуда многие не возвращаются».
В последнее воскресенье, когда Баиру удалось позвонить маме, он сказал: «Мамочка, я быстро отстреляюсь и приеду, до отпуска мне осталось 7 дней…». И попросил приготовить его любимые мясные блюда. В отпуск Баира Андалаева должны были отпустить 18 октября 2023 года, документы были уже подписаны. Саида Баир-ооловна на следующий день после его звонка отправилась на рынок выбирать самое лучшее и свежее мясо. А потом позвонил Болат: «Мамочка, я его не сберег, Баира больше нет…». «Я тогда эту страшную весть вообще не восприняла, моя психика как-то отгородилась от неё, я ходила по квартире и мне казалось, что всё это – сон, просто сон, который закончится, как только я проснусь. А потом приехали родители, родня, начали приходить сослуживцы Баира, в квартире стали закрывать зеркала… И вот тогда до меня, наконец-то, дошло, что Баира, моего сыночка, больше нет! Это была невыносимая боль…».
Гвардии сержант Андалаев Баир Тумэнович погиб 2 октября 2023 года при выполнении боевых задач на территории города Артёмовска (Бахмута) ДНР. Тело Баира на малую родину доставили родной брат Болат Тумэнович и его командир, гвардии лейтенант Дмитрий Златкин: «Мы с Баиром были, как родные братья. Его все уважали и любили! Он был человеком благородной души! В тот день, когда мне сообщили, что Баира не стало, я лежал в госпитале с тяжелыми осколочными ранениями. В первые минуты я не хотел верить в то, что его нет. Потом собрался и отправился сопровождать тело своего друга и брата в Туву, к его родителям, на его Родину. Это был мой долг! Для меня его гибель – невосполнимая утрата! Даже на похоронах мне казалось, что все –неправда, и Баир вот-вот встанет, улыбнется и скажет: “Пойдем, брат”. За каждого погибшего солдата и за брата Баира я буду уничтожать эту нечисть до конца!».
Похороны для Саиды Баир-ооловны прошли, как во сне. А после началась самая мрачная полоса в её жизни. Она не смогла справиться с горем и впала в тяжелейшую депрессию, из которой вышла благодаря поддержке матери. «Я нашла для себя смысл жить дальше, и это мне помогает. Я знаю, что Баир смотрит на меня оттуда, и не могу подвести его, пообещала себе, что буду сильной».
Болат Тумэнович мог бы после похорон брата остаться в Туве, его никто не осудил бы за это, но он молча, никому ничего не говоря, вернулся на фронт. Матери он лишь сказал по телефону: «Так надо, мама». Только единицы людей в этом мире, наверное, смогут понять боль брата-близнеца, потерявшего свою вторую половину – половину сердца, половину души. Они вместе, бок о бок, прошли через многие трудности и невзгоды. Вместе служили, вместе воевали: «Мой брат – самый дорогой для меня человек! С детства мы чувствовали друг друга и всегда всем делились, болели вместе, радовались вместе, даже там, на передовой, сидя в окопе, мы делили горбушку хлеба на двоих. Баир был добрым и отзывчивым, мужественным и смелым, в нужную минуту он мог объединить всех и повести за собой. Я всегда чувствовал его сильное плечо. После войны Баир мечтал жениться, завести семью, он очень этого хотел…».
Стойко приняв решение сына продолжать воевать, Саида Баир-ооловна каждый день заставляет себя держаться. В минуты слабости она ругает себя и разговаривает с Баиром, обещая ему, что будет сильной и достойной его гордости и восхищения. Даже находит силы, чтобы поддерживать других матерей и жён, которые только-только столкнулись с болью потери любимых сыновей и мужей.
Автор: Роланда Сандан
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.
