Зажгите свечу памяти
Свечу (чула) памяти зажгли раза
- Отметка: ЧВК "Вагнер"
- Добавлено: 17 ноября 2025 г. 17:35
- Источник данных: Проект "Воины Тувы - потомки "Черной смерти""
- Просмотров: 6
Реставрация фотографий Героя
Алгоритм реставрации фотографии Героя с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Биография/очерк
Айсуу Романовна часто вспоминает слова мужаАясаТуматовича: «Помощь и забота ближнему даёт больше. Чем больше даёшь, тем больше получаешь». По такому завету, данному самому себе, он жил. Простой, работящий, он не стремился поймать журавля в небе, зато старался крепко держать синицу в руках. Всё делал для семьи, жил ради неё. Трудился в разных местах, чтобы обеспечивать близких и родных. И просто любил…
Родился Аяс в Кызыле первым ребёнком в семье медика. Мама Надежда Туматовна работала врачом лаборантом в селе Целинное. Школу окончил в 1995 году. С малых лет любил собирать технику и рисовать. С 1995 по 1998 годы учился в строительном техникуме. В 2007 женился на Айсуу Романовне. В браке родились двое детей – дочь Аюна и сын Арат. До встречи с АясомТуматовичемАйсуу Романовна воспитывала сына от первого брака. К пасынку мужчина привязался и полюбил, как родного. Любил возиться с ним, обучал мужским навыкам. «На сватовство родственники Аясаприехалис подарком для моего сына. Сватыкупили радиоуправляемую машину. Спросили у него, отдаст ли он меня в их семью? Сыну было пять лет, и он, увидев такой заветный подарок, не раздумывая дал своё благословение» – смеётся Айсуу Романовна.
Из воспоминаний сестрыАяса Ларисы Ангыр-оол: «Братбыл старше меня на два года. Всего нас в семье четверо детей: Аяс, я, брат Чингис и сестрёнка Орлана. Он был первенцем, поэтому ему доставалось всё самое лучшее. Особенно его баловали бабушка и дедушка. Мама держала скотину и высаживала большой огород. Старший брат редко помогал по хозяйству, в основном домашними делами занимались младшие дети. Когда ему исполнилось 14 лет, мама купила ему мотоцикл “Тула”. Это была первая его серьёзная техника. Он гонял на нём по всей деревне. Любимым занятием у Аяса было рисование. Рисовал он самозабвенно. Думаю, у него был талант, хотя в художественной школе не учился. Помню, как мы подрались. Он швырнул в мою сторону сапоги, я в этот момент присела, и они полетели в окно, которое разбилось. Это был единственный раз, когда мы так поссорились. Он взял всю вину на себя. Как старший брат он никогда не вмешивался в наши дела, а тем более не читал намнравоучения. Аяс был улыбчивым, начитанным. Он навсегда останется в моей памяти добрым, спокойным и радостным человеком». Мама АясаТуматовича умерла много лет назад, а отца он не знал.
В 2015 году в судьбе АясаТуматовича произошли события, изменившие не только его жизнь, но и жизнь близких.Всё произошло в селе Ильинка, где на тот момент жила семья Ангыр-оол. Как-то раз родственник попросил его передать банку, завернутую в пакет. Айсуу Романовна рассказывает: «К наркотикам муж никогда не имел никакого отношения, тем более не употреблял, он даже алкоголь не пил. Передавая пакет, понятия не имел, что внутри. Подошёл к машине, где сидели люди, которые должны были получить посылку. Аяс был в полном недоумении, когда эти люди оказались сотрудниками полиции, а в банке нашли наркотики. Когда его арестовали, я сначала подумала, что это какое-то недоразумение, ошибка. У меня до сих пор к следствию остались вопросы. Да, муж согласился побыть курьером по глупости. Но улик было недостаточно. Он ведь даже к этой злосчастной банке не притрагивался –отпечатков его не нашли. Ранее не привлекался, даже административных правонарушений не было. Я пыталась достучаться до справедливого суда, нанимала адвокатов, делала всё, чтобы повлиять на исход дела. Но ничего не помогло. Мужа осудили на десять лет. А тот, кто его подставил, ходит до сих пор на свободе. Аяс – хороший человек. Плохого никогда ни делал, и ни сделал бы. Для него в жизни на первом месте была семья, дети, и рисковать их благополучием он бы ни за что не стал».
Между тем, когда началась Специальная военная операция, Аяс Ангыр-оол уже находился в исправительном учреждении пять лет.Идти на войну решил, чтобы получить амнистию и начать жизнь с чистого листа. О своём решении супруге сообщил не сразу. В 2022 году за хорошее поведение ему дали трое суток свидания с семьёй. Срок отбывал в исправительной колонии Кызыла. «Я поехала одна, без детей,– вспоминает вдова солдата, –когда с человеком живёшь двадцать с лишним лет, начинаешь просто по поведению понимать, что что-то не так. Аяс на встрече был каким-то потерянным, задумчивым. Но во время свидания он не сказал, что решил уехать на Украину. Поставил в известность уже после. Вербовщики “Вагнера” обещали помилование тем, кто пойдёт на фронт. Я была категорически против. Сводки с фронта пугали – столько погибших ребят. Попросила даже родственников помочь отговорить. Безрезультатно! Муж хотел воспользоваться этой возможностью ради детей. Ради их будущего, как он потом объяснил.Когда они уезжали из Кызыла, нам не сообщили. 8 ноября он убыл из Тувы,через два дня позвонил и сказал: “Здравствуй жена, мы на месте”. Муж очень любил сладкое. Помню, как обрадовался, что нашел конфеты, положил несколько штукв карман, чтобы потом побаловать себя».
Когда Аяс Туматович выходил на связь с домом, то поговорить удавалось совсем недолго. 13 декабря супруг попросил Айсуу Романовну передать свои паспортные данные, чтобы в случае чего военные смогли связаться с ней. «Последний звонок от мужа был 26 декабря. По телефонуя продиктовала ему свои данные. Аяс торопился и повторял одну и ту же фразу: “Экитурарсилер, эжим!”(“Хорошо вам оставаться!”), – Айсуу Романовна, вспоминая этот эпизод, не выдержав, расплакалась. Немного успокоившись, продолжила. –На том конце был какой-то шум, из-за чего его голос было плохо слышно. Помню, как в ту минутуиспугалась, ведь стало понятно, чтоон прощается навсегда, и я закричала прямо в трубку». Позже она поняла, что Аяс действительно прощался – он успел позвонить в тот момент, когда его группа собиралась идти на боевое задание. Об этом позже расскажут родственники тех, кто успел позвонить домой перед боем. Чтобы не волновать любимую, Аяс Туматович не сказал о штурме. Переживал за детей. Особенно за младшего. Ведь ребёнок росподвижным и неугомонным мальчуганом.После того, как последний раз мужчина позвонил, до февраля никаких вестей не было. От безысходности и неизвестности Айсуу Романовна начала звонить в бухгалтерию, чтобы хотя бы от них узнать о пропавшем супруге. Ответили, что в списке по получению заработной платы он числится. Это немного успокоило. У ЧВК «Вагнер» были свои группы в мессенджерах, куда можно было написать. Она написала, но ответа не последовало. Их представитель, который ещё недавно работал, молчал. И только после многократных сообщений пришёл ответ: «Приносим наши соболезнования. Ваш муж погиб». Айсуу Романовна рассказывает: «Когда прочитала сообщение, из груди вырвался стон. В соседней комнате были дочка и младший сын. Малыш прибежал, спросил, что случилось. Чтобы не напугать детей, я вышла во двор и долго не могла прийти в себя. Бродила из угла в угол, пытаясь осознать происходящее. Машинально набрала в телефоне вопрос: “Достоверна ли информация?”В ответ получила:“Да, информация подтвердилась”».
Из рапорта известно, что Аяс Ангыр-оол, находясь в составе штурмовой группы, продвигался в район населённого пункта ПарасковиевкаБахмутовского района для выполнения поставленной боевой задачи. В ходе продвижения группа была обнаружена противником, и по ней был нанесён массированный артиллерийский удар. В результате плотного обстрела Аяс Туматович погиб.
«В тот момент мне нужно было поделиться своими переживаниями с кем-то, и я пошла к сестре, которая жила рядом. Рассказала о переписке с представителем ЧВК “Вагнер” и его сообщении о смерти мужа. Сестра начала успокаивать, говорила, что, может, произошла путаница, ведь бывает, что из-за характера боевых заданий солдат долгое время может не выходить на связь. На следующий день мы решили самостоятельно начать искать любую информацию. Мы обратились к Херелу Игоревичу из “Боевого братства”. Тогда мы считали, что это единственный человек, кто может помочь. И,как оказалось, не зря. Взяв данные о муже, он в тот же день перезвонил и сказал, чтоАяс действительно погиб. Тело находится в Новосибирске. Знаете, во всей этой истории меня поразило отношение представителей этой частной компании “Вагнер”, – сокрушается вдова солдата. – Никто даже не удосужился позвонить, только написали одно сухое сообщение. Я до последнего не была уверена, что в гробу привезли Аяса. Когда приехала к ним в офис, меня интересовал один вопрос – как они определили, что это именно мой муж? На что мне сказали, что перед приёмом в рядывагнеровцев у каждого берут ДНК, чтобы в случае гибели можно было произвести сверку. Ещё говорили и о каких-то современных датчиках, определяющих месторасположение бойца. А потом вообще отрезали: “Это хорошо, что вам тело привезли через месяц, некоторые люди вообще по полгода ждут”. С заключёнными ведь особо не церемонятся, а с их родственниками – тем более».
2 марта тело АясаТуматовичапривезли в Туву. Через два дня предали родной земле со всеми почестями. Айсуу Романовна после смерти мужа пытается жить, как прежде. Ради детей. Сын после армии поступил в Тувинский госуниверситет. Начал встречаться с девушкой. Дочь учится в медицинском колледже, а младший сын пошёл в восьмой класс. Супруга погибшего герояубеждена: мужполностью искупил вину. Искупил кровью. Более того, он с честью исполнил воинский долг перед Родиной, не прячась за спинами других, был смелым и бесстрашным. За личное мужество и отвагу, проявленные в бою, рядовой АясТуматович Ангыр-оол был награждён медалью «За Отвагу» и знаком «Чёрный крест» посмертно.
Автор: Ольга Муллахметова
- Информация для очерка предоставлена родными, друзьями, сослуживцами.
- Информация, данные и фото размещены с разрешения родных воина.

